Найти тему
Электричкинг 2

Ярославское направление МЖД и о безбилетном проезде там

Оглавление

Продолжаем рассказывать о незавидной участи подмосковных электричек с их особой, непередаваемой атмосферой. Особенно "выгодно" в этом плане находится Ярославское направление, о чём и будет этот материал.

Савёловское направление МЖД и о безбилетном проезде там
Ленинградское направление Мосузла и о безбилетном проезде там
Рижское направление МЖД и о безбилетном проезде там
Тарасовская.
Тарасовская.

Общая информация по направлению: контингент, подвижной состав, статистика.

Ярославское направление является самым населённым по пассажиропотоку. Здесь играет несколько факторов: большое количество городов на направлении, немалое количество ответвлений (включая хорду, которая соединяется с Горьковским направлением), отсутствие метро в шаговой доступности (максимум - либо милости просим на вокзал, либо ждите, пока "подтянут" платформу на Северянин к МЦК), и, как следствие, - часть народа за неимением другого транспорта катается в электричках внутри Москвы.

В нулевых и где-то до начала десятых на направлении красили все обычные электрички исключительно в синий цвет, Исключение делали лишь для экспрессов и спутников. Подобным лишь промышляли на Казанском направлении (включая и рязанский регион МЖД) и вроде бы как на Киевском.

Ярославский вокзал. Кстати, по окрасу состава было удобно отличать в Фрязево, куда поедет электричка - по "горьковке" или по "ярославке".
Ярославский вокзал. Кстати, по окрасу состава было удобно отличать в Фрязево, куда поедет электричка - по "горьковке" или по "ярославке".

Направление давно как облюбовано любителями проехать снаружи, что, впрочем, и неудивительно - из-за того, что на участке Москва - Мытищи электрички ходят с запредельной частотой, ждать свою "колбаску" долго не нужно, да и даже можно не сверяться с расписанием. В середине десятых доходило до того, что цеплялись чуть ли не к каждой второй электричке, а особо "успешные" отправлялись на другой свет, как правило - из-за поражения электрическим током, либо словом негабарита. В такие особо "успешные" дни бывало и 2-3 фатальных случая в разных местах. Следовательно, из-за таких случаев периодически возникали сбои в графике движения поездов, а те составы, что хоть как-то умудрялись проползать, стремительно начинали забиваться пассажирами.

Подвижной состав не самый новый, и их средний возраст примерно равен среднему возрасту зацеперов, ну, может там плюс-минус некоторая погрешность. Составы сами - ЭД4М, изредка ЭД2Т, все - в полной составности. Примечательно, что на Ярославском вокзале электрички, пока они стоят, облюбовываются птицами. Спасибо, хоть приветы от них не прилетают. Сам же вокзал - единственный из трёх имеющихся на Комсомольской площади, где не надо проходить к электричкам через само здание. Купил билет (или не купил), прошёл через турникеты - всё, и никакого лишнего маразма.

Ярославский вокзал и пачка голубей.
Ярославский вокзал и пачка голубей.

Контингент в поездах смешанный, московские - более терпимые, владимирские - более буйные. Торговцев в поездах - пруд пруди, что, впрочем, в силу большого пассажиропотока и неудивительно. Изредка бывают стычки и драки (в том числе, и с контролёрами).

По уровню оплаты проезда в 2017 году, направление находилось на относительно высоких позициях - 68.1% пассажиров полностью оплачивали проезд. Правда, начиная с Сергиева Посада, процент платящих начинает сильно проседать, и в Александрове этот процент не доходит и до 44.

Хотьково.
Хотьково.

Контроль оплаты проезда.

Стандартный в 2-4 контролёра, на коротких рейсах может и вовсе повезти с их отсутствием (это, впрочем, компенсируется полной турникетизацией участка Москва - Мытищи). Часты усиления в виде контролёров-кассиров особого назначения (в основном, на александровских и сергиево-посадских электричках). Бывает и присутствуют "каждовагонники".

Сообщалось, что в коротких спутниках (типа Москва - Пушкино) иногда тоже не бывает контролёров, как обстоят там сейчас дела - доподлинно неизвестно.

Лось и реклама против местечковых "зацеперов".
Лось и реклама против местечковых "зацеперов".

При стандартном контроле, на коротких электричках, либо дистанциях, перебежки могут вообще не понадобиться (либо в силу отсутствия контролёров, либо они просто до конца поезда не дойдут). На средних электричках (типа до Сергиева Посада или куда-нибудь на ответвление в какое-нибудь Фрязино) - как правило, хватит разок побегать, возможно два (особенно на фрязевских). В александровских - раза 2-3.

Меры по пресечению безбилетного проезда.

На направлении установлено турникетов столько, что будь здрав. Полностью увешаны турникетными линейками участок Москва - Мытищи, Мытищи - Болшево (фрязевская платформа), большинство остальных крупных остановок в Щёлково, Монино, Пушкино и так далее.

Перегон Пушкино - Мытищи.
Перегон Пушкино - Мытищи.

Для весьма ушлых безбилетников, которым турникеты нипочём, в гости периодически захаживают контролёры-кассиры особого назначения, которые могут доставить немного лишних хлопот, крайне редко - ещё и навесить тумаков.

Единственная головная боль для перевозчика и радость для местных жителей - это станция Сергиев Посад, где турникетов нет, а для того, чтобы они появились, перевозчику придётся вложить фешенебельных денег, а не каких-то там 50-100 миллионов, плюс - сильно раскурочивать инфраструктуру вокруг станции и популярно объяснять местным жителям, что так надо (перевозчику). Просто так взять и воткнуть турникеты на чём есть там не получится - лазеек для безбилетников будет чуть ли не во все четыре стороны.

Александров 1. На момент съёмки ещё без турникетов.
Александров 1. На момент съёмки ещё без турникетов.

На направлении присутствуют терминалы предварительной продажи билетов (ТППД), но только на главном ходу. На ответвлениях они отсутствуют, поэтому, зная, какая платформа не имеет работающей кассы, можно оформить билет от неё без взыскания сборов. Ехать, разумеется, придётся тоже с платформы от любого ответвления.

Иногда присутствуют сотрудники правоохранительных органов (в Мытищах, Ярославском вокзале, ещё где-нибудь), которые отлавливают идущих по путям (как правило - это безбилетники).

Заключение.

Северянин.
Северянин.

Ярославское направление можно охарактеризовать как направление, работающее чуть ли не в ритме метро (в плане интервалов, на участке Москва - Мытищи), и где ещё электрички могут вполне себе поиграть в догонялки между собой. Впрочем, и этого пассажирам мало. Ехать в переполненных электричках и поныне обычное дело (видимо, поэтому пассажиров не заставляют до сих пор выходить в город через вокзал). Довольно приличное расстояние (от Москвы до Королёва) полностью устлано турникетами.

По направлению можно разве что посоветовать посетить непосредственно Сергиев Посад, входящим в Золотое кольцо России. По приезду в Александров, можно поехать дальше - в Ярославль, Иваново или Ростов (не на Дону который). Эти города тоже входят в то самое Золотое кольцо, и где, для справки, проехать без билета уже будет совсем нереально. И очень дорого.

Ярославский вокзал. В начале-середине десятых это нормой было.
Ярославский вокзал. В начале-середине десятых это нормой было.

На станциях Александров 1 и Фрязево можно пересесть на другие электрички - по Александрову можно пересесть на электрички, идущие по БМО (в сторону Дмитрова, Киржача, Орехово-Зуево, Куровского и тп), Ярославля и Иваново. По Фрязево можно пересесть на электрички Горьковского направления. Более прошаренные и осведомлённые в опозданиях при движении поездов, могут через Фрязево перескочить с направления на направление и продолжить движение (например, при проезде с Петушков в Москву и при наличии проблем с проездом где-нибудь в Железнодорожной).