Предложение Дональда Трампа относительно покупки Гренландии и в самом деле прозвучало как шутка – прежде всего для арктических держав, таких как Россия, Норвегия и Дания. В конце концов, этим странам кое-что известно об Арктике: её освоение даётся невероятно трудно, там холодно и в целом места эти – очень недружелюбные, - пишет эксперт клуба "Валдай" Асле Тойе.
Однако же главная причина американского интереса к Гренландии – это китайцы, чьё присутствие на острове становится всё заметнее: они открывают шахты, разрабатывают редкоземельные металлы и почти уже достигли монополии. С точки зрения американцев, странно, что такая маленькая страна, как Дания, владеет крупнейшим островом в мире.
Приобретение Гренландии могло бы дать экономике США огромную террориторию, которую до сих пор ещё не разрабатывали и сделать это с которой намного легче, учитывая современные технологии и глобальное потепление. Однако же датчане всё равно на это не согласятся. Это невозможно, но не «когда бы то ни было в принципе»: мир должен будет измениться. Сейчас из-за движения международной системы к мультиполярности наши представления о том, что возможно, а что нет, меняются каждый год: Великобритания выходит из Европейского союза, Дональд Трамп стал президентом, а Россия оказалась ведущей силой на Ближнем Востоке.
Всё это, однако же, вызывает вполне обоснованное беспокойство у таких стран, как Норвегия, Россия, Исландия и Канада. У них есть определённая концепция Арктики – и она предполагает, что никого, кроме них, там быть не должно. С политической точки зрения, это звучит не очень красиво, но тут они сходятся. Отношение канадцев к своему крайнему северу – то же, что и у русских: если там будет наращивать присутствие кто-то ещё, то это же придётся делать и им, а это чрезвычайно дорого. Россия и Норвегия сотрудничали на этих территориях большую часть прошлого века и прекрасно научились уживаться вместе. Присутствие китайцев беспокоит не только американцев, но и их тоже – и не потому, что китайцы «злые» или делают что-то неправильно. Это просто заставит их быть более активными, что стоит больших денег.
Позиция арктических стран заключается, таким образом, в следующем: они очень довольны, что там никого больше нет, и не хотели бы принимать в клуб ни китайцев, ни американцев. У них сложился консенсус, но теперь он под угрозой из-за появления в регионе новых держав. «Прекрасная эпоха», никому не нужной Арктики – в прошлом, и заминка между США и Данией является показателем того, что таких вещей будет становиться всё больше по мере того, как в поисках ресурсов в Арктику начнут стекаться новые игроки. Как обычно, американский президент первым выдвигает радикальное предложение, чем всех серьёзно шокирует. Само по себе это предложение нереалистично, но оно ставит на повестку дня реальный вопрос, с которым в дальнейшем миру придётся иметь дело.