Современные вагоны оснащены комфортными и мягкими полками, системой кондиционирования, водой, биотуалетами, ресторанами. Около 150 лет назад, когда в Российской Империи начали прокладывать железнодорожные пути, такого комфорта в вагонах не было. Первые вагоны, появившиеся в середине XIX века, предназначались только для пригородных поездок: в них не было спальных мест, отопления, освещения, буфетов и даже туалетных комнат.
При этом вагоны были разделены по классам. Например, в составе поезда находились вагоны-берлины. Они отличались особым комфортом: внутри помещалось до 8 пассажиров. Вагон был оборудован мягкими креслами с подлокотниками. А вот вагоны-дилижансы вмещали до 10 человек. Кресла были мягкие, но без подлокотников. Вагоны третьего класса назывались «шарабанами». Они имели стенки до половины высоты кузова и крышу. Внутри были установлены жесткие скамейки, каждая из которых вмещала до 6 человек. Вместительность вагона – до 12 человек.
Ходят легенды, что пассажиры третьего класса были вынуждены ездить под скамейками. У некоторых вагонов этой категории вовсе не было крыши – горожане таким образом прятались от искр и непогоды.
В составе поезда были и вагоны 4 класса. Они появились в августе 1838 года. В них не было кресел, скамеек и крыши. Вагон состоял из платформы, окаймленной бортами. Пассажиры ездили стоя. В один вагон вмещалось до 100 человек.
По сведениям источников, в конце 1840 годов на Царскосельской железной дороге курсировало около 60 пассажирских вагонов.