Найти тему

МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ СЛОВАМ ФИЛОСОФА ДУГИНА О СПИНОЗЕ


.


Все таки читая и слушая Александра Дугина, не понимаю - до какой степени нужно быть интеллектуально изысканным человеком, или софистически изощренным философом, что бы никогда, ни в одной статье не упрекнуть хотя бы вполголоса, или, намеком своих любимых учениц, поливающих грязью христианство, (и делая это зачастую открыто) зато, обвинить, чуть ли не во всех атеистических бедах бедного Спинозу, (сделав это во весь голос), который бы наверное рот раскрыл от изумления услышав о том, в чем его обвиняет Дугин, в отличие от Спинозы человек с более менее благополучной судьбой, и в отличие от Спинозы, философ не гонимый по всему миру с проклятым клеймом еврея (если конечно не рассматривать внутреннюю драму великого русского философа Дугина, чем я из такта не стал бы в этой статье, заниматься..) Начал бы я с того, что совсем не Спиноза придумал пантеизм, и вытекающий из него научный атеизм, и истоки этой философии следовало бы искать в понятии Единого у греков, или, у атомистов древней Греции. Не пишу о том, что Спиноза сам появился в контексте европейской тенденции к атеизму, и как минимум лишь следовал ей, как современный своей эпохе, ученый. , Чем в таком случае, Спиноза лучше или хуже, например, Декарта (который , как известно, понятие Бога подменил понятием некоего универсального механика? )

Или, чем тогда Спиноза лучше или хуже Гегеля, если не говорить о том, во что христианство выродилось в Европе уже к тому времени? Не пишу о том, что атеизм не есть самое худшее, или оскорбительное. Самое худшее , это подмены осуществляемые в самой религии, и спекуляции на понятия Бога из корыстных, а иногда и преступных целей. Через это мы все уже прошли, и даже банально и скучно, это как-то, разжевывать. В атеизме есть свое целомудрие, состоящее в том, что лучше уж понятия Господа вообще не касаться, чем касаться его слишком по человечески. Этим кстати атеизм и благороден, если говорить о научном атеизме эпохи СССР , (и если не рассматривать гонения на священников.) Наконец, учение Спинозы можно рассматривать под совершенно разными углами зрения. Спинозу ненавидел не только Дугин, но и Лев Шестов. Но какая разная у этой ненависти природа. Природа ненависти Льва Шестова - природа романтическая, или романтически религиозная.

Это благородная, хотя и очень субъективная ненависть.

Шестов Спинозу ненавидел как искреннее верующий иудей, для которого Спиноза не отступник иудаизма, а хуже, убийца личного Бога Авраама, Иова, и самого Льва Шестова. Хотя, и Шестову легко возразили бы те, которые считали, что Спиноза тем и ценен, что выразил чисто иудаистическое учение, (в форме своей философии), с чем одни бы философы согласились, а другие бы, не согласились. К тому же, Спинозу любил Делез, философ может быть менее истинный чем Дугин (о, с этим я как раз не стал бы спорить) но зато более одаренный , более яркий, если говорить о нем, как о личности. По крайней мере любовь тем и замечательна, что она открывает что-то новое, если говорить о любви Делеза к Спинозе.

Это, уже, личный Спиноза Делеза (в отличие от обезличенного Бога Спинозы) ,

Книги и статьи Делеза о Спинозе приятно и интересно послушать, потому что Делез открывает совершенно неоткрытого Спинозу .На фоне Делеза , все то, что говорит Дугин это набор более менее общих мест, и самых общих представлений о Спинозе. Любовь требует труда, а ненависть по определению не трудится. Впрочем, Возмутило меня и отношение к Делезу. Я в трех четвертях философии не согласен с Делезом, тем не менее считаю его ярким философом. Но как можно было писать с таким цинизмом о мучительном самоубийстве Делеза , поступке подлинного стоика, как не называй этот шаг. Даже христианин бы это самоубийство не осудил, в виду физического мучения Делеза. И тут появляется циничный Дугин, объясняющий последний поступок философа тем, что в Делеза вселился бес, вот он и выбросился из окна...

Откуда такое отношение к людям?

Хочется порой подойти и сказать Дугину, да Вы же уважаемый мой, лихач на дорогах из киселевского репортажа о мажорах, сбивающих людей, правда, Вы философский лихач. Вам и людей не жалко, в уютном салоне вашей новой Идеи, мчащейся на красный свет. Вам никого не жалко, и всем ангелам Вы «факи» из окошка показываете , пока мчитесь, как мчатся самоуверенные лихачи показывая «факи» полицейским у светофоров.

Правда, я не стал бы ругать все у Дугина.

Есть в Дугине и много что другого, положительного, и, нужно быть несправедливым, что бы отрицать подлинный дар Дугина к философии, и его вклад в культурное просвещение. Более того. все негативное которое в Дугине есть, не отменит его многих воистину замечательных лекций, все это я признаю как и все дурное оставляю за ним, только и всего. Просто речь о другом, о более человеческом.

А по человечески Дугину доверять не хочется...

Наверное это все что я мог бы пока сказать. За заслуги уважают, а любят за честность, потому что уважение не предполагает личного доверия, тем более, если ты уважаешь философа, а не его человеческую личность. Более того, нельзя любить таких людей как Дугин. Почему? Потому что любовь опасна, тем что она закрывает глаза на опасные черты в человеке, которые мы не замечаем. Отношение к Дугину может быть только справедливым.

Однако, вернусь я все таки к Спинозе.

Пишет Дугин: Люди, считающие, что Бога нет, а есть Природа, или что Бог это и есть Природа, граждане ада. Таких жаль. Опытное научное доказательство - после смерти. Что я на это мог бы сказать уважаемому философу?

Да, Природа не есть Господь, совершенно верно.

Но во первых Природа - Душа Господа , или София, или остаток Рая в нашем мире. Во вторых, судим человек будет не по вере а только по делам(другое дело, что если у человека дела его были плохи, его спасет хотя бы Вера, поэтому делами спастись сложнее.) Судим человек будет за дела, но спасется он лишь верой...

В третьих, даже дохристианские эпохи в которых охотник просил прощения у убитого им оленя были во многом выше эпохи христианской, (по крайней мере отношением к природе) в которой природу просто истребляли, хотя это не значит что та религия была более истинной.

Просто более истинным, (даже христианским) было отношение.

Так что не надо нам этих старых песенок, насчет "граждан Ада". Называйте гражданами ада кого- нибудь, другого. Все русские люди поклонялись природе и своей святой земле, особенно поклонялись когда Русь стала Святой.

А Святой Русь стала называться - после Крещения.