В не таком уж далеком 2016 году, в столице нашей Родины, прошел форум предпринимателей. Много и о разном говорили на том форуме. Но речь Президента, в прочем как всегда, была самой обсуждаемой. В ней он отметил, как российский малый бизнес выстоял в сложных экономических условиях. И дал он обещание, что не оставит государство малый бизнес, поддержит его. Да как не поддержать, ведь вскоре должен стать он опорой развития всей экономики нашей огромной и любимой страны. Хорошие слова, хорошие обещания.
Наконец-то оценило государство заслуги малого бизнеса, осознало без кого экономике не обойтись. Живи да развивайся. Ан нет, только услышал малый бизнес, что государство хочет им помочь, пригорюнился. Да и как тут не грустить, знает малый бизнес, если государство решило помочь, жди беды. Это же, как для лошади свадьба, морда в цветах, да круп в мыле. Но может не прав малый бизнес, может «закушался»? Государство ему помощь, а он личиком воротит. Но время шло. И с высоты прошедших лет ответить можно без обиняков, что как не странно, прав был бизнес.
Ведь за это время в поддержку малого бизнеса государство обязало тот самый бизнес при расчетах онлайн применять контрольно-кассовую технику. А чтоб укрепить поддержку изменило оценку кадастровой стоимости недвижимости. И конечно, чтоб малый бизнес прочно стоял на ногах, повысило НДС. Но впрочем, песня не о том, а еще об одной инициативе, которая блуждает в светлых головах Минпромторга.
Идея проста, и заключается в том, чтоб, увеличить максимально возможную в регионе долю рынка для одной торговой сети. И взыскательный читатель скажет, и что здесь плохого? Появятся новые супермаркеты, где цены ниже, а товаров больше, и купить многие вещи можно в одном месте, нет надобности, путешествовать из магазина в магазин. Да, вы абсолютно правы, но давайте рассмотрим этот вопрос немного с другой стороны.
Торговые сети в упор не замечают небольшие предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальных предпринимателей. Но будем справедливы, ведь и небольшие производители, чисто физически, не в состоянии работать с большими сетями. Хотя бы взять малые партии товара, которые могут поставлять средние и небольшие предприятия. Ведь торговая сеть в среднем, в день продает около 200 тонн разного продукта, и заморачиваться с мелкими партиями ей нет ни какого удовольствия.
Так исчезновение маленьких продуктовых магазинов неминуемо повлечет за собой крах небольших производителей и многочисленных посредников, то есть как раз тот самый малый бизнес.
Как не парадоксально, но первое, что пострадает от исчезновения обычных продуктовых магазинов так это ассортимент на полках торговых сетей. Даже сейчас, если посмотреть на товар, например, кондитерского отдела любой торговой сети, то разнообразием он вас не поразит. Это одни и те же бренды довольно больших производителей. Различия если и обнаружится, то только в скидках. А если заглянуть в какую ни будь кондитерскую лавку, уютно расположившуюся внутри коробки многоэтажек? Глаза разбегаются. Здесь вы найдете и известные бренды, и шедевры небольших производителей.
Следующая проблема, это качество продуктов. Мой многоуважаемый читатель ведь не будет оспаривать тот факт, что «живые» продукты имеют меньший срок хранения и, требуют большего внимания, их необходимо быстрее реализовывать. А торговым сетям необходимо минимум с полмесяца на реализацию, так что покупатель обречен на «восковые» помидоры.
И пусть не подумает сей искушенный читатель, что данная статья хочет представить торговые сети врагом рода человеческого, а небольшие магазины, ларьки да палатки единственным спасением. Конечно, нет. Читатель знает не одну занимательную историю о перебитых сроках годности. О продаже ночью, через окошки в железных дверях, алкоголя, качество которого иногда вызывает смутные чувства. И конечно же о гастарбайтерах, которые словно шиурмы на галерах, вкалывают по шестнадцать часов, а после тут же, в подсобке, на полу, и соизволят почивать, не думая, что где то там бытует гигиена.
Все так. Все верно. Без спорно, и несомненно. Но разговор то не об этом. Ведь где появляются гиганты, исчезают малыши.
И вот тут-то возникает вопрос, а стоит ли спасать, эти маленькие порой неказистые, конечно не идеальные магазинчики пока их не сожрали акулы ретейла?
Ведь все эти магазинчики, фермеры, индивидуальные предприниматели и есть будущая опора развития экономики нашей огромной и любимой страны.