День в истории Ирландии.
Битва при Гленмалуре состоялась 25 августа 1580 года во время восстания Десмонда. Эта битва увековечена в знаменитой ирландской песне "Следуй за мной до Карлоу" (Follow Me up to Carlow).
Восстание Десмонда разгорелось в 1569-1573 и 1579-1583 годах в южной части ирландской провинции Манстер. Его возглавил граф Десмонда - глава дома Фицджеральдов в Мюнстере. Восстание было вызвано борьбой южноирландских лордов против усиления власти королевы Елизаветы и проходило под лозунгами религиозной войны ирландцев-католиков против английских захватчиков – протестантов.
Первоначально разбитые, в 1579 году повстанцы вновь подняли голову: в Манстере высадился Джеймс Фицморис Фицджеральд, поддержанный деньгами, солдатами и отпущением грехов от самого Папы, который объявил, что все добрые католики могут не подчиняться протестантской королеве. Фицморис был убит в мелкой стычке уже через месяц после высадки, но восстание уже разгорелось: знамя погибшего подхватил Джон Фицджеральд, который хитроумно выставил ответственным за происходящее в глазах правительства Джеральда, графа Десмонда. Елизавета объявила Джеральда предателем, и тому ничего не оставалось, как присоединиться к мятежникам, благодаря чему полыхнуло уже в Лейнстере, в непосредственной близости от Дублина.
Лагерь повстанцев
Армия повстанцев в этих краях состояла из бойцов гэльских кланов с гор Уиклоу во главе с Фиахом МакХью О'Бирном и Джеймсом Юстасом, виконтом Балтингласом. О’Бирны, укрепившиеся в этих местах со времен нормандского вторжения, часто совершали набеги на подвластные англичанам земли, их крепости и замки в горах и лесах Уиклоу почти невозможно было выкорчевать без больших потерь, что позволяло им почти безболезненно для себя принимать участие практически в любом мятеже. Юстас, напротив, был убежденным католиком и присоединился к восстанию по идейным мотивам. Также своих бойцов прислали кланы Кавана и О’Тулов.
Лагерь англичан
Летом 1580 году в Лейнстере высадились королевские войска численностью около 3000 человек под командованием нового наместника Ирландии Артура Грея, 14-го барона Грея. К нему присоединилось также некоторое количество вспомогательных сил от союзного англичанам графа Килдэра. Грей планировал дать бой повстанцам неподалеку от Дублина и для этого, вопреки советам командиров-ветеранов, повел свою армию через низменности Килдэра в горы Уиклоу с целью занять устойчивый плацдарм в долине Гленмалур. В то время как погода в августе была, вероятно, приемлемой для ведения наступательных боевых действий, местность этому не благоприятствовала. Помимо гор, земли Уиклоу были покрыты лесами и болотами (в основном, такая ситуация сохраняется до сих пор).
Грей, как и многие до него, имел большую армию, но он понятия не имел, как ее эффективно использовать в тактических реалиях ирландской войны. Возможно, Грей просто хотел произвести хорошее впечатление на королеву. Возможно, он был высокомерен и плохо оценил ситуацию. Наконец, ему могло просто не повезти. Однако как бы там ни было, он вел свою армию к катастрофе.
Услышав о приближении большой армии англичан, О'Бирн использовал обычную ирландскую тактику и отступил в один из главных фортов своего клана в долине Гленмалур. Вероятно, он думал, что Грей просто истощит силы, пытаясь поймать повстанцев на такой пересеченной местности, и вскоре будет вынужден повернуть назад.
Ход битвы
25 августа армия Грея поднялась на горную гряду над Гленмалуром. Глядя вниз на долину Гленмалур, барон решил отправить половину своей армии вперед в боевом порядке, стремясь выгнать повстанцев из форта, а затем ввести в бой кавалерию. Командиры-ветераны протестовали, но Грей был неумолим. О'Бирн, разведчики которого предупреждали его о всех перемещениях врагов, решил воспользоваться случаем.
Продвигаясь между крутыми склонами долины, неопытные английские солдаты попали под град стрел и пуль ирландцев, которые спрятались среди поросших лесом каменистых россыпей по обе стороны от захватчиков. Удивление было огромным, а эффект – катастрофическим. Английские мушкетеры пытались открыть ответный огонь, но ирландские позиции были слишком хорошо укреплены природой, чтобы это было эффективно, а атаковать вверх по склонам под усиливающимся огнем дураков не нашлось. Все чаще стали раздаваться призывы к отступлению, и тогда О’Бирн отдал приказ атаковать легковооруженным кернам. Организованный отход моментально превратился в беспорядочное бегство, в ходе которого англичане и понесли основные потери. Ирландцы преследовали их до самого выхода из долины, пока путь не преградила английская кавалерия.
Итоги
Разгром был тотальным. Ирландские источники утверждают, что всего погибло около 800 английских солдат, хотя сами англичане оценили свои потери в 360 человек. С точки зрения потерь подобной катастрофы не случалось с 1399 года, когда войска Ричарда II были разбиты Артом МакМуррагом. Грею ничего не оставалось, как отвести свою деморализованную постоянными нападениями армию в Дублин. Однако, несмотря на убедительную победу, уже в следующем году, когда мятежникам были предложены лояльные условия капитуляции, большинство ирландцев – участников этой битвы из клана О'Бирнов (учитывая историю этого клана, вполне ожидаемо), сложили оружие. Исключением стал Балтинглас, который бежал во Францию.