Найти тему

Заземление, как источник опасных перенапряжений или ... сиди в своем вагоне и не вылезай

Случай этот произошел в середине 90-х. Мы монтировали и настраивали оборудование связи на нескольких железнодорожных станциях. Проблем было много начиная с проекта, но самое главное - в проект и смету забыли включить заземляющие устройства. Оставалось пару недель до сдачи и два генеральных подрядчика, между которыми были разделены работы, не могли договориться, кто же будет заземление строить.

Станция выглядела примерно так, как показано на рисунке: сортировка, здание станции, где размещалось оборудование связи и автоматики, за ним лес и болото. Между зданием и лесом были проложены дорожки и разбит газон с кустами, альпийскими горками. примерно так выглядела станция. Между зданием и лесом с болотом - газоны, альпийские горки, клумбы, дорожки ...

Между  зданием станции и лесом с болотом были разбиты дорожки, газоны, клумбы и альпийские горки.
Между зданием станции и лесом с болотом были разбиты дорожки, газоны, клумбы и альпийские горки.

В очередной приезд на объект увидел, что вдоль насыпи забили швеллеры, приварили к ним стальную полосу и завели ее на главную заземляющую шину здания. Почему не сделали контур рядом с болотом - у меня есть только одно объяснение - не захотели портить клумбы и альпийские горки.

Железная дорога электрифицирована, переменного тока , напряжение 25 кВ. Пока я последовательно звонил кому только мог (генполрядчик, зам. ШЧ по связи, нач.дистанции сигнализации и связи, нач.службы связи дороги) забитые электроды начали закидывать елками-палками и засыпать песком.

Наступил торжественный день приемки. Представители подрядчиков должны были быть на всякий случай на месте. Я получил приказ сидеть в своем вагоне, в котором нам были выделены несколько купе, и не вылезать, так что торжественное мероприятие так и не увидел. Через месяц мы работу закончили, а потом ...

Сначала периодически выгорали платы выделения каналов в аппаратной ВОЛС. 1200 долл. каждая. Проблему решили установкой защитных устройств по цепям питания, и на порты интерфейсов E1, POTS.

Потом произошла авария, в причинах которой я разобрался только через несколько лет, серьезно занимаясь вопросами ЭМС и защиты от перенапряжений. Схематично весь процесс показан на рисунке ниже

-2

Рядом с заземляющим устройством по рельсам двигался электровоз, при этом рельсы со стороны питающей подстанции были разобраны. Возвратный ток потек через заземление, часть из него по шине в здание станции (на рис. справа) и оттуда по броне кабелей в шкаф оборудования автоматики на (рис. слева).

Результат: полностью выгорел уличный шкаф жд автоматики; повреждены контрольные кабели; вышло из строя оборудование автоматики. Что касается систем связи - несколько ТЭЗ АТС и оборудования технологической связи к замене, в устройствах кроссовой защиты варисторы так нагрелись, что пластик корпусов потек - пришлось заменить часть плинтов и все модули защиты. Легко отделались - движение на этом участке еще не началось и аварии с поездом не случилось.

Подробнее механизм аварии описан в моей статье

После этого и подобных случаев, меня не удивляют периодические сообщения об авариях и катастрофах - как и почему они возникают, их общие причины и механизмы возникновения не зависят от вида технического объекта.

Те, кто интересуется промышленными авариями как в общем, так и применительно к объектам связи и энергетики могут прочитать мою статью