Найти тему
Тедан Даспар

[Моё отношение] К переписываннию лора и канона.

Я вас категорически приветствую. С вами - Тедан Даспар. Своё отношение к переписыванию реальной истории я уже высказывал. А сегодня мне хотелось бы высказать своё отношение к переписыванию лора. Должен сразу оговориться, что глобальные переписывания лора - явление не такое уж и частое. Поэтому, на мой взгляд, достаточно корректно будет рассматривать его в совокупности с переписыванием канона. Но для начала, традиционно спросим у "Вики", что такое "лор" и что такое "канон". Развёрнутой статьи про "лор" она нам не покажет. Ну, то есть - покажет. Но - про врачей-отоларингологов, австралийско-британскую актрису Мари Лор, немецкую автогонщицу Элен Лор... А по интересующей нас теме - только краткая справка. Но нам и её хватит. Итак, "лор (англ. Lore — знания) — совокупность основной информации о мире того или иного художественного произведения. Изначально употреблялся в отношении фентези, игр, и фантастики с большими проработанными вселенными вроде "Властелина Колец", "TES", "WarCraft", "Звёздных Войн", "Warhammer 40000" и т.п." А вот с каноном дела обстоят попроще: развёрнутых статей тут много. Но нам нужна только одна: "В массовой культуре канон — материалы и события, признаваемые «официальными» и «верными» в вымышленной вселенной, «исходная работа, из которой заимствует автор фанфика». Соответственно, «канонический» — это тот, который соответствует «канону», «верный» и не подлежащий сомнению. Фанфики не признаются каноническими, в то время, как события из «официальных» источников — признаются. В некоторых вселенных, особенно фэнтези, канон может называться «мифологией»."

-2

Время от времени, правообладатели могут изменять канон и переписывать лор. На это у них могут быть разные причины. Я хотел бы сказать, что, как и в случае с реальной историей, моё отношение к переписыванию лора зависит от этих причин. Правда, не всегда. Хотя причины и играют свою роль, в большей степени моё отношение зависит от, скажем так, качества и масштабов переработки. От качества, кстати, зависит и отношение к дописыванию и расширению лора. Но причины так же влияют на моё отношение. Вот их и разберём. А, на их фоне, будем учитывать и качественно-количественные изменения.

Первая причина, которую хотелось бы вспомнить, - смена правообладателя. Логично, что если права на интеллектуальную собственность переходят от одного субъекта к другому, то этот другой субъект может решить внести свои правки в канон и лор. Тут я могу привести два примера. Первый пример - "Звездные войны". Когда "Дисней" поглотил студию Джорджа Лукаса и начал работу над своими "Звёздными войнами", то, чтобы развязать себе руки, объявил всю расширенную вселенную неканоничной и начал работать над своим лором и каноном. Понять я их могу: объявление неканоном всех книг, комиксов и игр, относящихся к расширенной вселенной "ЗВ", позволяет их сценаристам писать всё, что угодно, не оглядываясь на писателей и сценаристов, работавших над расширенной вселенной до этого. Боссам студии также не нужно договариваться с этими писателями и сценаристами, разбираясь что и как можно добавить на экран. Но вот как они пытаются создать новый канон и новый лор - уже другой вопрос. Ладно - расширенная вселенная больше не канонична. Но фильмы-то вполне каноничны. Так почему же характер Люка стал таким хреновым? Испортился с возрастом? Ну, допустим. Хотя, Марк Хэмилл (бессменный исполнитель роли Люка) это не особо-то и согласен допускать. Почему Рей без всяких тренировок активно использует Силу? Она чувствительна к Силе? Даже если брать за канон только гексалогю фильмов, то и Люку, и его папане потребовались довольно долгие тренировки, чтобы освоить самые азы. Хотя, говорить что-то о глобальных изменениях лора и канона пока рано: новая расширенная вселенная пока недостаточно расширена))). С другой стороны, пока ещё получается у них довольно фигово.

Вторым примером может послужить компания Hasbro и их трансформеры. Права-то на интеллектуальную собственность принадлежат Hasbro. Но, вот, лицензия на создание медиапродукции, основанной на трансформерах, выдаётся достаточно активно. И, на сколько мне известно, Hasbro, ради всё того же развязывания рук, заявляют, при выдаче лицензии, что-то в духе: "Канон и лор можете придумывать сами как хотите, но выполняйте ряд условий: основывайтесь на наших игрушках и не сильно противоречьте устоявшимся концепциям (Мегатрон - плохой, Оптимус - хороший) и каким-то другим лору и канону, если решите на него ссылаться."

При таком переписывании, моё отношение целиком и полностью зависит от того, как прописывает лор и канон новый правообладатель. К новому канону "ЗВ" я, по большей части, отношусь негативно. С трансформерами всё несколько сложнее: какие-то из канонов мне приятны и интересны, а какие-то - нет.

Следующую причину назовём: "В старом каноне чёрт ногу сломит. Заносите новый". Первопричина такая же, как и в предыдущем пункте: развязывание рук авторам. Только, в данном случае, смена правообладателей не является обязательным условием. Какие примеры можно привести? Франшизу Mortal Kombat и комиксы от Marvel и DC. За определённый период существования франшизы развивались до такой степени, что, для добавления чего-то нового, приходилось учитывать огромное множество факторов. Кроме того, могли накапливаться некоторые противоречия (из-за неучитывания каких-то факторов). Также могла меняться позиция правообладателей в тех или иных вопросах (но об этом - в следующем пункте). Да и, если заводить речь о комиксах от Marvel и DC, нужно учитывать и время существования комикс-вселенных (далеко не всякому персонажу можно продлить жизнь дольше определённого срока, даже если он архипопулярен). Вот здесь на помощь приходит перезапуск: старый лор обнуляется, назначаются новые даты и условия, и начинается написание нового лора и канона (в идеале - прицепляется ещё и какое-либо событие, объясняющее перезапуск вселенной). Какое моё отношение к таким переписывниям? Если брать во внимание только приведённые примеры, то мне по фигу: особым фанатом Marvel, DC и "Смертельной Битвы" я никогда не был. Но если смотреть без всяких примеров, то можно глянуть и на предыдущий пункт: в зависимости от качества нового лора и нового канона.

Следующий пункт - изменение некоторых взглядов и позиций правообладателя. Здесь примером могут послужить Warframe и "Лига Легенд". В том же Waeframe лор и канон изначально опирались на лор и канон предыдущей игры "Digital Extremes" - "Dark Sector". И хоть вселенные игр изначально позиционировались, как разные, общие моменты прослеживались: вирус техноцит, экзоскелеты варфрэймы, воины касты тэнно - явная отсылка к Хайдену Тэнно. Но взгляды разработчиков изменились. Они, скорее всего, решили, что отсылки к старому продукту - это хорошо, но возникающая путаница - уже не очень. И варфрэймы превратились из экзоскелетов в биороботов. Да и, вполне возможно (сначала, я не особо вникал в лор Waeframe'а), был внесён ещё ряд косметических правок. Похожая ситуация была и в "Лиге Легенд". В определённый момент, Riot Games решили, что лор корявый, противоречивый и слабенький, и создали отдельный штат лороделов и канонописцев. А те, в свою очередь, начали активно перерабатывать лор и канон. Каково моё отношения к подобным переписываниям? По большей части, - нейтральное. К некоторым изменениям лора "Лиги Легенд" я отношусь негативно. Но всё в комплекте - принимаю. Но нейтральность моих отношений сохраняется лишь до тех пор, пока взгляды и позиции правообладателя не начинают изменятся во славу... Нет - не ком.партии, а толерантности.

Собственно, следующий пункт - изменения канона и лора во славу толерантности. Своё отношение к толерантности я уже высказывал. Можете ознакомиться с ним в отдельной статье. И, вполне логично, что когда лор и канон меняют во славу этой пресловутой толерантности, моё отношение к таким изменениям - крайне негативное. Примером может послужить "Гарри Поттер", где Дамболдор - гей, а Гермиона - афроволшебница. И это - канон. Зачем - не важно. Смиритесь. А кто не согласен, тот - прихвостень лорда Волан-де-Морта и может идти лесом))).

Ну и последняя причина переписывания - пожелания (или давление) фанатов. В рассказе «Последнее дело Холмса» Шерлок Холмс погиб смертью храбрых. Однако, фанатам это не понравилось. И в рассказе «Пустой дом» Артур Конан Дойл, "воскресил" Холмса переписыванием канона: Шерлок не погиб, а инсценировал свою смерть. К такому переписыванию я, по большей части, отношусь сугубо положительно. Если, конечно, автор/правообладатель прислушивается к нужной части фанатов, а не ко всяким...))))

Как можно всё это подытожить? Переписывать лор и канон порой нужно. Другое дело - как их переписывать? И если переписанная версия не уступает старой и не идёт на поводу у меньшинств, то честь и хвала такому переписыванию. Ну, а если переписывние делается "на отвали" ("Отстаньте. Нашим сценаристам/писателям неудобно работать в рамках старого канона. Говорите - фигня получается? Всё равно - отстаньте") или, чтобы ублажить "притесняемых" ("Значит, так: этот персонаж - теперь трансгендер, а этот - афроамериканка-лесбиянка-феменистка. Что значит "Зачем?"? Так положено, чтобы не оскорбить ничьи чувства")... Вот таким переписываниям - стыд и позор