Найти тему

«А почему?» Выпуск 17. Женщина-машинист в метро

Из архива рубрики #апочемуметро телеграм-канала «Метро. Повседневности». Подписывайтесь на нас в Telegram@spbmetropolitan

А почему в метро нет женщин-машинистов?

Были! В 1955 году, когда Ленинградский метрополитен только начинал перевозить пассажиров, была сформирована бригада из четырёх женщин-машинистов, которая работала наравне с коллегами мужского пола. Уже первые исследования условий труда машинистов, степени воздействия техногенной среды и уровня физической и психологической нагрузки на их организм во время управления составом показали, что это рабочее направление – одно из сложнейших во всей системе метрополитена и справится с ним не каждый сотрудник, независимо от его или её пола. Ведь на работе сказывается не только длительное нахождение под землёй в изоляции, но и стресс, который испытывает машинист, отвечающий за безопасность всех пассажиров в поезде и на платформе.

Фото из официального инстаграм-аккаунта Петербургского метрополитена @metrospbphoto
Фото из официального инстаграм-аккаунта Петербургского метрополитена @metrospbphoto

В 1970-х годах Уральский филиал Научно-Исследовательского института технической эстетики составил ряд рекомендаций для выработки оптимального режима работы машинистов и ослабления нервно-психологического напряжения в этой профессии. Метрополитен в свою очередь организовал для сотрудников комнаты психологической разгрузки и спортивно-оздоровительные комплексы при городских электродепо. В 1995 году все машинисты перед выходом на смену стали проходить обязательный медицинский предрейсовый осмотр, внутрисменный осмотр, а также осмотр после окончания смены. Такая тщательная диагностика (более 40 параметров) может показаться чрезмерной, но без неё сложно получить полную картину самочувствия машиниста, чтобы вовремя увидеть сбой в работе организма и отправить человека в отпуск или на оздоровительные процедуры.

Что касается вопроса женщин-машинистов, то современная кадровая политика метрополитена вынуждена руководствоваться российским законодательством. В этой сфере действует 162 постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 года с перечнем тяжёлых работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Его 30-й раздел как раз посвящён работе с железнодорожным транспортом и метрополитеном. Увы, служба машинистом в метро считается для представительниц прекрасного пола тяжёлой, вредной и опасной, поэтому метрополитен предлагает им другие возможности трудоустройства – в кассовых залах, дежурных, исследовательских и многих других службах.