Найти тему
AVE Культ Личности

Что не так с восьмым сезоном ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ

В очередной раз пересматривая финальный сезон «Игры Престолов» невольно задумался над тем, что же стало основной причиной массового недовольства как обычных зрителей, так и убежденных фанатов саги Джорджа Мартина. Эта тема уже изъезжена вдоль и поперек – блогеры устраивали многочасовые разборы, подмечая множество нелепых мелочей. Однако практически каждый – даже наиболее продуманный и добросовестный телепроект не застрахован от авторских ошибок. Иногда их количество просто зашкаливает, при этом сериал пользуется бешеной популярностью зрителей и быстро приобретает статус культового. С «Игрой Престолов» происходило то же самое – до трех последних сезонов, когда сценарий сериала самостоятельно продолжил литературный первоисточник. Вот тут-то у экранизации начались настоящие проблемы, которые окончательно вылезли наружу в заключительном сезоне. Из культового события «Игра Престолов» превратилась в одно из самых громких разочарований десятилетия. Так что же именно не смогли простить даже самые неискушенные зрители?

Простота хуже воровства

-2

Одной из главных «фишек» истории Джорджа Мартина был невероятный размах происходящего с множеством самых разнообразных участников игры в престолы. Вот мы знакомимся со Старками и Ланнистерами, и, казалось бы, тут все очевидно – конфликт между «хорошими» и «плохими» станет основой сюжетной линией. Как вдруг в поле видимости появляется сразу несколько фракций Баратеонов, в дело вступают интриганы Тиреллы, Грейджои готовятся к очередному вторжению, а Дорн как никогда готов отомстить за былые обиды. И это только на территории Вестероса, сюжетная линия Дейнерис долгое время воспринимается в качестве «бесплатного бонуса» к основным событиям «Игры Престолов». Кто же в итоге возьмет верх? К сожалению, на этот вопрос не смогли ответить и сами сценаристы сериала, которые поэтапно сократили количество амбициозных претендентов до изначальных позиций: Старки против Ланнистеров. И Дейнерис, в качестве удобного попутчика волчьего дома, от которого они избавляются по мере необходимости. Более банальное упрощение интриги даже придумать сложно.

Черные против белых

-3

Другой отличительной особенностью этой истории стала тщательная проработка мотивации каждого из участников – «черно-белых» персонажей в «Песни Льда и Пламени» практически нет. Даже Серсея получила право говорить от первого лица, объясняя читателям собственное мировоззрение. То же самое мы наблюдаем в первых сезонах сериала – из откровенно положительных героев выделяется разве что Сэмвел Тарли с Джоном Сноу. Но постепенно заявленная «серость» начинает приобретать более определенный цвет, и к восьмому сезону зритель совершенно четко понимает, за кого нужно «болеть». Именно поэтому даже невразумительная апатия Серсеи и буйное помешательство Дейнерис выглядят глотком свежего воздуха на фоне привычного противостояния «наших» и «врагов». Для классического фэнтези это вполне типичная развязка. Беда в том, что «Игра Престолов» позиционировала себя как нестандартное фэнтези – за это его и полюбила широчайшая аудитория.

Музыкальная пауза

-4

«Рояли в кустах» – настоящее бедствие приключенческих и тем более – фантастических романов, авторы которых не ограничены рамками привычных законов мироустройства. Там, где есть магия, возможно все: стальные мечи охватывает пламя, мертвецы встают целыми армиями, а убиенные чудесным образом возвращаются к жизни в здравом уме и твердой памяти. Но свободный полет фантазии заключает в себе и определенную опасность – при всех возможных допущениях история должна оставаться интересной для читателя/зрителя. Герои должны преодолевать препятствия, а не избавляться от них «по щучьему велению». В восьмом сезоне «Игры Престолов» кусты уже не в состоянии скрыть от глаз зрителей целую гору роялей. Королю Ночи помогает тупость защитников Винтерфелла, Эурону Грейджою – удивительные возможности корабельного самострела, Дейнерис – невероятное могущество драконьего пламени, легко разрушающего крепостные стены – и это только самые вопиющие случаи. Сценаристы запросто нарушают законы вселенной Джорджа Мартина, что никак не идет на пользу сюжетной интриге.

Осталось за кадром

-5

К сожалению, за кадром финального сезона «Игры Престолов» осталось самое интересное – логика и закономерность происходящего. Суть претензии я объясню на одном примере, хотя это лишь капля в море подобного «творчества». Возьмем героическое убийство Арьей Короля Ночи. Что мы увидели на экране? Девушка сражалась с толпами мертвых, в одной из комнат встретила Мелисандру которая благословила ее на убийство вражеского главнокомандующего. В кульминационный момент Арья падает с неба и ударом в сердце поражает Короля Ночи. Все. Мы не увидели, как она пробралась в Богорощу, почему смогла так близко подобраться к противнику. Кто-то скажет: «Да какая разница?!» Огромная, в этом и заключается логика повествования и суть драматургии. Допустим, Короля Ночи пронзает белый ходок из его свиты, а под его маской оказывается Арья Старк – это оправдывает всю сюжетную линию с ее обучением у Безликих. Или Бран проникает в разум сестры, направляя ее руку – он-то наверняка знает слабые места заклятого врага. Или Теон погибает ради того, чтобы отвлечь внимание Иных от Арьи – даже такой исход был бы гораздо эффектнее! Но все это нужно было показать, показать на экране – в этом и заключается суть кинематографа. А додумывать и предполагать ключевые моменты сюжета – это для конспирологов-любителей, зрители этим заниматься не должны.

Воистину не ведают, что творят

-6

Ну и в качестве «вишенки на торте» невозможно не упомянуть совершенно необъяснимую мотивацию персонажей. Если логика происходящего демонстрирует, как именно они поступают, то мотивация объясняет, почему они это делают. В лучшем случае зрители просто остались без ответа. С самой первой серии на юг продвигается армия мертвецов Короля Ночи – ради чего они туда идут? Просто «убить всех»? Ну, допустим – хотя это самая незамысловатая мотивация, от «Игры Престолов» определенно ожидаешь большего. Дейнерис влюбляется в Джона Сноу – вот так вот: р-р-раз, и влюбляется! В чувства между Джоном и Игритт я верил – они прошли сложную систему межчеловеческих взаимоотношений, от неприязни до влюбленности и эта эволюция отлично отражена как в книге, так и на экране. В случае с Дени перед нами бессмысленная схема из множества допущений: полюбил, потому что так надо по сценарию. То же самое касается и убийства Матери Драконов – безнадежно влюбленный Сноу неожиданно полагает, что морально истощенная Дейнерис поступила неправильно, и за это протыкает ее кинжалом. Ну, знаете, с такими друзьями и враги не нужны! В восьмом сезоне еще много такого «добра»: внезапный отказ Арьи от убийства Серсеи, пощада Джона Безупречными, выборы Брана Старка королем… Почему все это? Вопрос, который так и остался без ответа.

Вам понравится:
Топ-10 самых удачливых персонажей в Игре Престолов
Игра Престолов: культ личности
Игра Престолов: слитые персонажи
Знаменитое оружие Игры Престолов
Ведьмак: старая сказка на новый лад

Любой персонаж раскрывается гораздо интереснее с различных точек зрения. Поэтому подписывайтесь на наш канал и высказывайте собственное мнение в комментариях. А если статья вам понравилась – отблагодарите автора лайком!