В очередной раз пересматривая финальный сезон «Игры Престолов» невольно задумался над тем, что же стало основной причиной массового недовольства как обычных зрителей, так и убежденных фанатов саги Джорджа Мартина. Эта тема уже изъезжена вдоль и поперек – блогеры устраивали многочасовые разборы, подмечая множество нелепых мелочей. Однако практически каждый – даже наиболее продуманный и добросовестный телепроект не застрахован от авторских ошибок. Иногда их количество просто зашкаливает, при этом сериал пользуется бешеной популярностью зрителей и быстро приобретает статус культового. С «Игрой Престолов» происходило то же самое – до трех последних сезонов, когда сценарий сериала самостоятельно продолжил литературный первоисточник. Вот тут-то у экранизации начались настоящие проблемы, которые окончательно вылезли наружу в заключительном сезоне. Из культового события «Игра Престолов» превратилась в одно из самых громких разочарований десятилетия. Так что же именно не смогли простить даже самые неискушенные зрители?
Простота хуже воровства
Одной из главных «фишек» истории Джорджа Мартина был невероятный размах происходящего с множеством самых разнообразных участников игры в престолы. Вот мы знакомимся со Старками и Ланнистерами, и, казалось бы, тут все очевидно – конфликт между «хорошими» и «плохими» станет основой сюжетной линией. Как вдруг в поле видимости появляется сразу несколько фракций Баратеонов, в дело вступают интриганы Тиреллы, Грейджои готовятся к очередному вторжению, а Дорн как никогда готов отомстить за былые обиды. И это только на территории Вестероса, сюжетная линия Дейнерис долгое время воспринимается в качестве «бесплатного бонуса» к основным событиям «Игры Престолов». Кто же в итоге возьмет верх? К сожалению, на этот вопрос не смогли ответить и сами сценаристы сериала, которые поэтапно сократили количество амбициозных претендентов до изначальных позиций: Старки против Ланнистеров. И Дейнерис, в качестве удобного попутчика волчьего дома, от которого они избавляются по мере необходимости. Более банальное упрощение интриги даже придумать сложно.
Черные против белых
Другой отличительной особенностью этой истории стала тщательная проработка мотивации каждого из участников – «черно-белых» персонажей в «Песни Льда и Пламени» практически нет. Даже Серсея получила право говорить от первого лица, объясняя читателям собственное мировоззрение. То же самое мы наблюдаем в первых сезонах сериала – из откровенно положительных героев выделяется разве что Сэмвел Тарли с Джоном Сноу. Но постепенно заявленная «серость» начинает приобретать более определенный цвет, и к восьмому сезону зритель совершенно четко понимает, за кого нужно «болеть». Именно поэтому даже невразумительная апатия Серсеи и буйное помешательство Дейнерис выглядят глотком свежего воздуха на фоне привычного противостояния «наших» и «врагов». Для классического фэнтези это вполне типичная развязка. Беда в том, что «Игра Престолов» позиционировала себя как нестандартное фэнтези – за это его и полюбила широчайшая аудитория.
Музыкальная пауза
«Рояли в кустах» – настоящее бедствие приключенческих и тем более – фантастических романов, авторы которых не ограничены рамками привычных законов мироустройства. Там, где есть магия, возможно все: стальные мечи охватывает пламя, мертвецы встают целыми армиями, а убиенные чудесным образом возвращаются к жизни в здравом уме и твердой памяти. Но свободный полет фантазии заключает в себе и определенную опасность – при всех возможных допущениях история должна оставаться интересной для читателя/зрителя. Герои должны преодолевать препятствия, а не избавляться от них «по щучьему велению». В восьмом сезоне «Игры Престолов» кусты уже не в состоянии скрыть от глаз зрителей целую гору роялей. Королю Ночи помогает тупость защитников Винтерфелла, Эурону Грейджою – удивительные возможности корабельного самострела, Дейнерис – невероятное могущество драконьего пламени, легко разрушающего крепостные стены – и это только самые вопиющие случаи. Сценаристы запросто нарушают законы вселенной Джорджа Мартина, что никак не идет на пользу сюжетной интриге.
Осталось за кадром
К сожалению, за кадром финального сезона «Игры Престолов» осталось самое интересное – логика и закономерность происходящего. Суть претензии я объясню на одном примере, хотя это лишь капля в море подобного «творчества». Возьмем героическое убийство Арьей Короля Ночи. Что мы увидели на экране? Девушка сражалась с толпами мертвых, в одной из комнат встретила Мелисандру которая благословила ее на убийство вражеского главнокомандующего. В кульминационный момент Арья падает с неба и ударом в сердце поражает Короля Ночи. Все. Мы не увидели, как она пробралась в Богорощу, почему смогла так близко подобраться к противнику. Кто-то скажет: «Да какая разница?!» Огромная, в этом и заключается логика повествования и суть драматургии. Допустим, Короля Ночи пронзает белый ходок из его свиты, а под его маской оказывается Арья Старк – это оправдывает всю сюжетную линию с ее обучением у Безликих. Или Бран проникает в разум сестры, направляя ее руку – он-то наверняка знает слабые места заклятого врага. Или Теон погибает ради того, чтобы отвлечь внимание Иных от Арьи – даже такой исход был бы гораздо эффектнее! Но все это нужно было показать, показать на экране – в этом и заключается суть кинематографа. А додумывать и предполагать ключевые моменты сюжета – это для конспирологов-любителей, зрители этим заниматься не должны.
Воистину не ведают, что творят
Ну и в качестве «вишенки на торте» невозможно не упомянуть совершенно необъяснимую мотивацию персонажей. Если логика происходящего демонстрирует, как именно они поступают, то мотивация объясняет, почему они это делают. В лучшем случае зрители просто остались без ответа. С самой первой серии на юг продвигается армия мертвецов Короля Ночи – ради чего они туда идут? Просто «убить всех»? Ну, допустим – хотя это самая незамысловатая мотивация, от «Игры Престолов» определенно ожидаешь большего. Дейнерис влюбляется в Джона Сноу – вот так вот: р-р-раз, и влюбляется! В чувства между Джоном и Игритт я верил – они прошли сложную систему межчеловеческих взаимоотношений, от неприязни до влюбленности и эта эволюция отлично отражена как в книге, так и на экране. В случае с Дени перед нами бессмысленная схема из множества допущений: полюбил, потому что так надо по сценарию. То же самое касается и убийства Матери Драконов – безнадежно влюбленный Сноу неожиданно полагает, что морально истощенная Дейнерис поступила неправильно, и за это протыкает ее кинжалом. Ну, знаете, с такими друзьями и враги не нужны! В восьмом сезоне еще много такого «добра»: внезапный отказ Арьи от убийства Серсеи, пощада Джона Безупречными, выборы Брана Старка королем… Почему все это? Вопрос, который так и остался без ответа.
Вам понравится:
Топ-10 самых удачливых персонажей в Игре Престолов
Игра Престолов: культ личности
Игра Престолов: слитые персонажи
Знаменитое оружие Игры Престолов
Ведьмак: старая сказка на новый лад
Любой персонаж раскрывается гораздо интереснее с различных точек зрения. Поэтому подписывайтесь на наш канал и высказывайте собственное мнение в комментариях. А если статья вам понравилась – отблагодарите автора лайком!