Повсюду грязь, испорченные продукты и очереди. И чувство, что раньше с этим было лучше. Знакомо?
Причины очень просты
Можно бесконечно спорить об уровне жизни в разных странах: сравнивать зарплаты, налоги, цены, но есть один верный фактор - доля затрат на продукты в структуре расходов семьи.
Как видно из таблицы, для нашей страны это 28%. Это в целом по стране без привязке к региону.
В крупных городах этот показатель около 20%, а в регионах чуть выше 30%.
Дело в том, что известные нам сети вроде Магнита, Пятерочки, Дикси, Биллы и им подобные, ориентируются на одну и ту же целевую аудиторию - самые бедные слои населения. После кризиса в 2014 году пострадала наиболее малообеспеченная прослойка населения. Как говорится, пока толстый сохнет, худой сдохнет. То есть средний класс и выше стал просто меньше покупать дорогие продукты и не особо изменил свои привычки в еде, а "бедные" стали меньше есть и покупать продукты вроде "красная цена", то есть совсем плохого качества, ради экономии. При этом расходы продуктовых сетей возросли из-за запрета на прямую поставку и потребности в прослойке в виде Белоруссии, повышении цен на бензин, сложностей в получении кредитов и прочего.
Понятно, что в таких условиях повышать цены что бы поддерживать прежнюю норму прибыли и не обанкротиться уже невозможно и тогда сами сети начали экономить настолько, насколько это возможно.
Фактически продуктовые магазины сейчас все больше похожи на сараи, куда просто скинули продукты не разбираясь что съедобно, а что вредно. При этом они отлично понимают, что основная их целевая аудитория не имеет больше выбора. Она не пойдет в более дорогой магазин, а все равно купит у них, поэтому отлично пользуются сложившейся ситуацией.
В странах, где доля расходов на питание меньше 15% (условно), продукты более высокого качества, потому что сильно экономят на продуктах только там, что расходы на питание 25%+. До 2014 года в среднем по стране расходы были на уровне 22%, в 2015 году было 32%, а сейчас 28%.
Кстати, в таблице Англичане имеют самую низкую долю расходов на питание и при этом который год занимают первое место в списке стран по ожирению. При этом по федеральным каналам говорят, что они просто свиньи и питаются только фастфудом, а у нас другая культура питания. Отчасти это так, но уверен, что будь у нас доля расходов на питание меньше 10%, то у нас тоже все, как колобки ходили.
Второй фактор
Это уже касается качества продуктов, а точнее, почему мало качественных продуктов даже среди дорогого сегмента. Это связано с ограниченным регулированием сферы питания. Правительство считает, что люди сами выберут хороший и плохой продукт, а продавец подстроится под потребности покупателей, но на деле это не так хорошо работает.
Даже если вы, как производитель, готовы продавать сыр отличного качества по 500 рублей за кг с наценкой 10%, то на полках будет море сыров очень плохого качества с наценкой в 60% за ту же цену или даже дороже что бы создать видимость более высокого качества, но покупатель крайне редко умеет определять качество товара по его внешнему виду или составу, потому что над этим работают маркетологи и могут завуалировать любую гадость в составе. Тем времен производитель качественного сыра будет терпеть убытки, пока производитель шлака будет получать сверхприбыль. Ну а долго терпеть убытки никто не будет, поэтому государству необходимо более активно регулировать этот рынок и запретить продажу всей продукции низкого качества. Цены не взлетят, но это позволит производителям хорошей продукции торговать на равных с другими игроками рынка.