Реставрировать композитным материалом! Правда фарфоровым или композитным, это уже вопрос.
В реставрационной стоматологии, с тех пор, как ртутная амальгама и металлические изделия потихоньку перебираются в музеи истории стоматологии, осталось только два белых и прочных материала для восстановления твёрдых тканей зуба.
Это композитный пломбировочный материал и фарфор. Каждый по - своему прекрасен, а временами и просто не заменим. Есть ситуации, когда нельзя использовать керамику, а есть проблемы, когда нельзя использовать композит.
О плюсах и минусах двух малых сих, я и хочу рассказать.
Композит.
Он же пломбировочный материал, а сегодня это в основном светоотверждаемый пластичный материал, используется в стоматологии десятки лет, а значит известны и отдалённые результаты.
Пластичен, удобен в работе, многообразен по цветовой гамме, различен по прозрачности, размеру частиц, которыми наполнен. Работать им можно прямо во рту и не прибегать к услугам зубного техника. Ни тебе слепков, ни ожидания. Результат сразу виден и пригоден для использования.
И совсем маленькие полости могут легко восстанавливаться композитом. Для этого есть жидкотекучий вариант.
Случаи аллергии на композит встречаются не часто.
Особенности композитного материала.
Почти идеальный материал, но есть, как говорится, нюансы. Давно работаем, а значит, имеем отдалённые результаты. Композит порист и меняет цвет и структуру со временем, и все мы видели потемневшие пломбы. По это же причине возникает нарушение краевого прилегания на границе пломба – зуб.
Вторичный кариес вокруг пломбы – тоже не новость. Погрузить пломбу под десну и не получить негерметичный участок – практически очень сложно. А негерметичный участок – это рецидив кариеса в ближайшем будущем.
Не применим композит на депульпированных (мёртвых) зубах. Прочность композита не достаточна для реставрации хрупкого и пустотелого депульпированного зуба. Он лопнет с большой вероятностью, либо лопнет сам композит.
Стираемость пломбировочного материала выше, чем у зуба.
И наконец, создать качественный контактный пункт (место контакта экваторов соседних зубов), моделируя материал во рту сложно, а временами и просто не возможно.
Это ведёт к застреванию пищи между зубами, неприятному запаху из-за разложения пищи, образованию мягкотканого, а иногда и костного кармана челюсти.
Врач обязан знать свойства материалов и методик и не применять композит для случаев, где он не может быть использован. Но и пациент, хоть немного, но может разобраться в вопросе, для этого я и пишу эту статью.
Фарфор.
Он же керамика, он же I-MAX. Применяется так же очень давно, отдалённые результаты хорошо изучены.
Изготавливается вне рта.
Имеет большой выбор не только цветов и оттенков, но и степеней прозрачности. Кроме того, может быть индивидуализирован различными красками, которые наносятся под глазурь. Красками можно имитировать любые индивидуальности эмали: фиссуры, пятна флюороза, прозрачный режущий край зуба, протёртый дентин и, наконец, кариозное поражение, если на то есть пожелание пациента.
Стираемость фарфора примерно равна стираемости зуба, а значит своей функции зуб не утратит с годами.
Прочность I-MAX, например, такова, что он прекрасно себя чувствует в толщине 200 микрон. Это пятая часть миллиметра. Понимаете! Тончайшая реставрация может восстановить, например, слой эмали, и зуб при этом не только останется живым, но и почти не пострадает.
По этой же причине им можно восстанавливать и мертвые зубы, отличающиеся хрупкостью и тонкими стенками в результате работ внутри каналов.
Фарфор можно протравить и адгезивно, то есть на молекулярном уровне, зафиксировать к зубу. Адгезивный протокол позволяет работать и в поддесневом пространстве.
Поскольку изготавливается он вне рта, то легко моделируются те самые контактные пункты ( место контакта экваторов соседних зубов), которые не может восстановить композит пломбы.
Фарфор не порист и, следовательно, не темнеет с годами, и срок службы его не ограничен несколькими годами, как у пломбы.
Особенности фарфора.
Но, как известно, и на Солнце есть пятна.
Из фарфора нельзя изготовить совсем уж маленькие, менее 2 мм реставрации.
Внеротовая методика всегда ранее приводила к задержке в фиксации просто потому, что зубной техник делал эту работу за несколько дней или недель, в зависимости от загрузки. И пациент вынужден был ходить с временной реставрацией.
Кроме того, не все легко переносят слепки. Кроме того, наличие фигуры зубного техника, при всём к нему уважении, привносит в процесс и человеческий фактор. Да и работы такой степени точности и сложности требуют специалиста очень высокой квалификации.
Вот почему фарфоровые реставрации, до недавнего времени, не так широко применялись в реставрационной стоматологии.
Всё изменили фрезеровочные машины, находящиеся рядом с креслом пациента. Эти не большие устройства тихо и не заметно переворачивают стратегию стоматологии. Тихо, под аккомпанемент жужжания своих моторов, они вытесняют зубных техников с их насиженных и просиженных мест.
Объясню на примере системы CEREC. CEREC (ЦЕРЕК) — сокращение от английского термина Chairside Economical Restorations of Esthetic Ceramic, что означает Прибор для Экономичной и Эстетичной Керамической реставрации. CEREC разработан был в Швейцарии, а ныне производится в Германии.
Вместо традиционных слепков, зубы сканируются камерой, далее трёхмерная модель, машина строит виртуальную реставрацию, которую врач может виртуально же доработать. Когда форма реставрации устраивает врача и пациента, нажимается кнопка фрезерование и через несколько минут в латок станка падает готовое изделие. Точность этого изделия прецизионна. Изделие, будь то коронка, вкладка, винир фиксируют во рту и пациент уходит домой.
С такой же лёгкостью CEREC фрезерует и временные коронки и оксидоцирконовые коронки, но это уже совсем другая история…