В Яндекс дзене у меня на днях уже была статья о том, почему люди равнодушно относятся к самому великому чуду на Земле – Схождению Благодатного Огня на Пасху (с позиции социологии, психологии, философии и здравого смысла).
Есть у этого чудесного явления такая необычная (хотя всё в нем необычно) сторона, как поведение людей, уже находящихся в Храме Гроба Господня на Пасху.
Для того чтобы присутствовать в Храме в момент Схождения Благодатного Огня и зажечь от него свои свечи, сюда стекаются огромнейшие толпы людей: десятки, а то и сотни тысяч приверженцев религий самых разных, от традиционных православных до представителей не очень нам привычных более мелких ответвлений, например Коптской и Сирийской церквей.
Так вот. Момент появления Благодатного Огня – это величайшее чудо из чудес на нашей планете. И собравшиеся в Храме люди не могут сдержать своего восторга, когда видят Огонь. И не все реакции присутствующих могут быть понятны со стороны.
Одну из наиболее непривычных, ярких и во многом страстных реакций демонстрируют арабы.
Арабы не просто восторженно реагируют, но они очень громко кричат. На самом деле они с истовой радостью молятся, читают самые настоящие молитвы. Но текст и форма их подачи настолько необычны, что вызывают недоумение и даже негативное отторжение окружающих.
Если перевести буквально, то арабы кричат что-то вроде: «Христос наш! Он родился в нашей деревне!» (такой перевод дает, в частности, К. В. Малофеев, учредитель Фонда Святителя Василия Великого). Согласитесь, у более дисциплинированных и даже суровых, вплоть до аскетизма, православных такие формулировки могут вызвать непонимание и даже возмущение.
Более того, арабы не просто кричат-скандируют во всю силу легких, но прыгают, сильно топают, размахивают руками, сидя друг у друга на плечах, бьют в бубны и прочим эксцентричным образом выражают свое ликование.
Представители более традиционных способов молиться привыкли делать это с серьезным выражением лица. Максимум, который они себе могут позволить, – это петь. И то в формате «мне грустно и легко, печаль моя светла». То есть даже радостные и светлые песнопения, как правило, идут в миноре. И более суровы православные, особенно сектанты. Так, интровертированные в своей обрядности староверы даже католиков с их манерой обниматься на мессе в костеле не приняли бы всерьез, а уж диковинных арабов с их криками – и тем более.
А между тем скачут арабы не просто так. Не потому, что такова вот их природа как представителей традиционного общества. На самом деле арабы в таком своем необычном поведении, как ни странно, более остальных молящихся близки к тем, кто стоял у истоков религии. А именно к царю Давиду: когда этот псалмопевец молился, он пел, играл на музыкальных инструментах, танцевал и проч.
Отношение к арабам со стороны окружающих может быть не только негативным, но и позитивным. Позитив, как правило, сводится к 2 моментам:
1) отношение снисходительное, свысока. Мол, пойте-пойте, мы как люди серьезные не против, пусть каждый молится в силу своего понимания.
Каких только выражений ни используют для описания поведения арабов: «щенячий восторг», «мальчишество» и даже «считается, что Спаситель приемлет и такое, несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение». Налицо – извечное пренебрежительное отношение так называемой цивилизации к «дикарям», только в наши дни «толерантное» (а на деле – завуалированно высмеивающее);
2) вовлечение в радость, демонстрируемую арабами. И те, кто смог присоединиться к восторгу этих взрослых «детей», наверное, очень близко подходят к новозаветному «будьте как дети, ибо их есть Царство Небесное».
К. В. Малофеев: «В нашем русском степенном, суровом, безулыбочном стоянии вдруг ты начинаешь присоединяться к этой мальчишеской радости… И так потихонечку это всё становится таким вселенским ликованием».
Когда мне удалось побывать в Храме Гроба Господня, наш экскурсовод рассказывал реальную связанную с арабами историю. Сразу извинюсь за неточность воспроизведения: уже прошло много лет, я забыла, как именно там было дело. Но примерно так. В один из годов арабов решили не допускать в Храм Гроба Господня на таинство Схождения Благодатного Огня за такое вот их слишком непосредственное, шумно-гамное, эксцентричное поведение. И тогда... или Благодатный Огонь никак не сходил, или еще что-то произошло – я не очень помню, что именно. Но вот когда арабов вернули в Храм – все восстановилось. :)
Выводы каждому надо делать самому. Вера – это та область, где никто за тебя не решит.
От себя лично скажу: надо уметь отличать искреннюю веру от инфантилизма и четко определить, что тебе важно – оценка твоего поведения со стороны другими людьми или то, для чего ты вообще пришел в храм. Нет, конечно, не надо становиться идиотиком ) Но вера должна быть искренней, человеческой.