Найти тему
Военный и морской

Гражданское судостроение возродилось

Первая ласточки - рыболовецкие траулеры.

Модель траулера "Ленинец"
Модель траулера "Ленинец"

Сегодня в Калининграде состоится потрясающее событие, на предприятии "Янтарь" передадут рыболовецкому колхозу первый построенный за 20 лет траулер, получивший гордое имя "Ленинец", в честь одноимённого рыбколхоза и великого Владимира Ильича. После передачи рыболовного судна будет заложено ещё одно - рыболовецкая база длиной почти 200 метров - настоящий гигант, который через три года будет бороздить моря на Дальнем Востоке и Тихий океан.

Траулер "Ленинец" на испытаниях
Траулер "Ленинец" на испытаниях

Что можно сказать про "Ленинец" - то, что он первый. Всего в серии этих судов, которые строятся на "Янтаре", три траулера. Все следующие строятся по видоизменённому проекту. Хорошее дело.

Теперь расскажем, почему это так важно для России. В тяжелые 90е и начало 2000х годов Россия практически не строила: ни военные корабли. ни гражданские суда. После 2010 года ситуация стала меняться в лучшую сторону - за военку взялись. При министре обороны Сердюкове стали активно закладываться не только новые корабли, но и вспомогательный флот, что очень важно. И его постройка стала не какой-то "абы-как". А продуманной. Сперва прибрежный флот: буксиры, вспомогательные суда, корветы, и пара фрегатов. Что мы видим сегодня? Вспомогательный флот возрождён. Корветы активно строят как в западной части России, так и в восточной. Фрегаты.. с ними тяжело, из-за ситуации с Украиной, но новый завод "Звезда" в Рыбинске наконец начал изготавливать российские двигатели для них. Поэтому в ближайшие пять лет все "недострои" будут достроены. Крупные крейсера мы пока не строим - рано. Сперва укрепить берег и море, а потом океан.

Траулер "Ленинец" на испытаниях
Траулер "Ленинец" на испытаниях

Ну а что-же с гражданским судостроением? Все эти годы практически ничего не строилось. Рыболовецкие компании боялись заказывать в своей стране, в России. Причина простая, боязнь, что стройка будет долгой, на десятилетия. Компании привыкли брать суда такого типа в Турции и Скандинавии, где за 9 месяцев могли построить современное судно.

Перелом возник после введения программы "Квоты под киль". Согласно программе, при покупке судов в России компания автоматом получала определённое количество квот на вылов рыбы в наших морях. И знаете, судя по огромному количеству заказанных судов это работает. Новые рыболовы строят сразу на нескольких заводах: Выборгский судостроительный завод, Пелла, Адмиралтейские верфи, "Янтарь" и другие. Самое главное - строят быстро. Почему? Ответ простой. Благодаря десятилетию, потраченному на постройку военных кораблей, корабелы заводов набрались опыта и теперь готовы конкурировать с Европейскими производителями. А имея такой бонус в виде квот.. Ну вы поняли.