Найти тему

Мощи святителя Тихона Задонского и немощь атеистической пропаганды

Оглавление

Священник Владимир Русин

В день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского предлагаем вниманию читателей «Монастырского вестника» небольшое исследование священника Владимира Русина, председателя Историко-архивной комиссии Курской епархии об участи мощей Задонского чудотворца, постигшей святыню в советский период. Исповедников веры не оставляли своей помощью в годы гонений чтимые нашим народом святые. Те, кто изучает новейшую историю России, знают, как много усилий было потрачено безбожной властью на борьбу с Церковью, но Русская Православная Церковь лишь просияла новыми именами святости. Мощи святителя Тихона Задонского в 1988 году были возвращены из музея в Задонск, а те, кто защищал святыню от поругания, сегодня прославлены в лике святых или почитаются нашим народом как подвижники веры и благочестия. Их судьбы и биографии достойны самого пристального изучения, ведь эти светильники веры призваны стать примером для нового поколения христиан.

Приговорён к заключению в музее

Первый раз мощи святителя Тихона Задонского были вскрыты в январе 1919 года по постановлению Задонского Уездного Исполкома. Через десять лет большевики изъяли мощи святого у верующих и передали безбожникам. Можно сказать, что святитель посмертно был приговорён к заключению. «Срок» он отбывал сначала в Задонском краеведческом музее. Затем в Елецком атеистическом музее. А в 1937 году многострадальные мощи перевезли в Орёл, ставший тогда областным центром. В том же году в здании закрытого властями Богоявленского собора обосновался Орловский антирелигиозный музей, в котором мощи святителя Тихона и были выставлены на всеобщее обозрение, став главным музейным экспонатом.

В годы Великой Отечественной войны «проповедники» атеизма лишились мощной поддержки государства, и многие безбожные проекты им пришлось свернуть. Так в 1941 году прекратил своё существование и Орловский антирелигиозный музей. В период оккупации в Богоявленском соборе возобновились богослужения, и мощи владыки Тихона были открыты для поклонения. Музейные работники не претендовали на них и после освобождения города от немцев. Но в период так называемых хрущёвских антирелигиозных гонений святителя Тихона ожидал новый «срок» заключения в музее. Очередное изъятие мощей из церкви сопровождала шумная печатная кампания.