На дороге нередко складываются условия, когда водители отступают от требований Правил дорожного движения. Это происходит в результате ошибочных действий других водителей (или пешеходов). В других случаях к нарушению подталкивают соображения безопасности.
К такой ситуации следует отнести вариант движения по обочине. Никто не говорит, что это действие правильное с позиции ПДД, но ситуацию стоит рассмотреть объективно.
С позиции Правил дорожного движения
Запрет на использование обочин для движения есть в любых ПДД:
· в России: в главе 9 – пункт 9.9;
· в Беларуси: в главе 10 – пункт 84.
Мотив ограничения полностью понятен. Такой элемент дороги, как обочина, регулярно используют пешеходы, велосипедисты. Даже водителям мопедов разрешается здесь движение, если по боковому элементу не передвигаются те же пешеходы.
По сути, запрет на движение по обочине направлен на защиту участников дорожного движения от автомобилей как средств повышенной опасности. Исключение сделано для специальной техники. Дорожные ( и другие) службы используют этот элемент дороги в нескольких случаях:
· очистка от снега и других загрязнений (песок);
· кошение травы на откосах, обочинах;
· в случае обслуживания объектов, расположенных вблизи обочин.
Еще один фактор ограничивает заезд на обочину. Это линия разметки 1.2, обозначающая край проезжей части. В случае ее нанесения (белого цвета) ее пересекать разрешается для остановки и стоянки (в населенном пункте), если это не запрещено другими способами.
Что происходит на практике
Негативный пример использования обочины – объезд транспортных заторов в крупных городах. Не мало известно примеров, когда такая беспечность приводила к получению травм или смерти беззащитного пешехода. С такими авто хамами стоит бороться без лишней жалости.
Еще одной ситуацией является движение по обочине за городом, когда обгоняемый автомобиль сторонится, пропуская обгоняющий. Обочина в таких ситуациях, как правило свободна, и своими действиями водитель позволяет не выезжать обгоняющей машине на полосу встречного движения.
С таким нарушением в России дорожная полиция активно борется. Это делают, в том числе и при помощи камер фото и видео фиксации. Но эта одна из ситуаций, когда практика управления автомобилем за городом, принесла свое правило, не прописанное дорожным законом.
Пример такого поведения водителями взят из Польши, которая еще вчера «славилась» своим узкими дорогами. Тогда и в последние годы, в период активной реконструкции дорог, игнорирование возможности движения по обочинам просто привело бы к тотальным заторам на больших участках дороги.
Позднее это не гласное правило активно стали использовать и в Беларуси. При этом, нередко некоторые водители транспорта МВД здесь сами используют такой способ пропуска попутных машин.
Конечно, не стоит рассматривать такую потенциальную возможность смещения попутной машины в качестве обязанности. Но водители уже выработали негласное правило, благодарят друг друга. В то же время, каждый с пониманием относится к ситуации, когда на обочину съехать не получается из-за ее плохого состояния, при наличии припаркованных машин, движущегося велосипедиста.
Нельзя однозначно высказаться о такой ситуации, но если на практике способ применяют, значит его эффективность очевидна…