Panzerkampfwagen Ehrhardt
Страна Германия
Производитель Heinrich Ehrhardt Automobilwerke AG.
Годы производства 1906
Кол-во построенных 1
Экипаж 5
Вооружение - 5 cm Ballonabwehrkanone L/30
Бронирование: 5 мм
Сухая масса, 3,20 тн
Двигатель ДВС, 50 л.с.
Германская фирма Эрхардт (Heinrich Ehrhardt Automobilwerke AG) с конца 19 века пыталась потеснить на быстро растущем военном рынке концерн Круппа. Кроме производства боеприпасов фирма братьев Эрхардтов сделала упор на зенитные, или как они еще тогда назывались противобаллонные пушки (Ballonabwehrkanone). Прямую опасность авиации тяжелее воздуха в первое десятилетие 20 века еще не осознавали не только военные, но и сами промышленники, предлагая зенитные пушки. В 1906 году к автомобильному международному салону в Берлине, на котором первую бронированную машину показал и Даймлер, Эрхардт подготовил первый вариант зенитного бронеавтомобиля, направления техники, которое благополучно развивается до сих пор, найдя новые решения в современных системах по типу "Панцирь-С"
Первый пушечный бронеавтомобиль получил название Ehrhardt Panzerkampfwagen M1906 – «Бронированная боевая машина «Эрхардт», модель 1906 года». Даже по первоначальному названию сложно предположить, что эта машина проектировалась именно как зенитная. Единственное, что ее связывает с противобаллонной стрельбой это пушка- 5 cm Ballonabwehrkanone L/30. Использовать орудие в не поворачивающейся башне для стрельбы по аэростатам было почти невозможно. Представить себе, что аэростат с его зависимостью от ветра или несовершенные дирижабли вообще можно применять для атаки наземных сил, могли только неисправимые идеалисты. Граф Цеппелин в этом же, 1906, году только показал свой дирижабль, который заинтересовал военных. А первые испытания дирижаблей в прусской армии прошли только в 1914 году.
Полное бронирование было явно излишним. Возможно и сами авторы машины до конца не понимали зачем они построили Ehrhardt Panzerkampfwagen M1906 и какую задачу он будет решать на поле боя. Получился своеобразный демонстратор технологий - с противопульной броней и пушкой с большим углом возвышения. Но военные, назвав машину игрушкой, отказались рассматривать её для приобретения. И хотя заказов на именно эту машину не поступило в ходе общения с военными на фирму Эрхардт получили достаточно информации, что бы сразу начать переделывать бронеавтомобиль в изделие, которое должно было понравится военным.
Конструкция бронеавтомобиля была традиционной - на базовое шасси стандартного грузовика из линейки Ehrhardt устанавливался силовой каркас, к которому крепились броневые листы толщиной 5 мм, достаточные для противопульной и противоосколочной защиты экипажа. . Для увеличения рабочей зоны расчеты и упрощения эксплуатации пушки, снизу были сделаны уширения кузова и в итоге боевое отделение получилось свободным сзади, кабина имела наклонный лобовой лист, который в боевых условиях или при езде вне обстрела мог подниматься, для улучшения обзора. На фотографии машины на выставке в Берлине в 1906 году хорошо виден поднятый щиток.
Башня была сдвинута вперед. Несмотря на то, что в прессе пишут о возможности поворота башни, нет ни одной фотографии на которых она повернута, видимо при даже небольшом повороте никакие манипуляции с орудием внутри бронекорпуса были невозможны, в силу ограниченности места. Башня собиралась из двух частей: передняя выгнутой форму с амбразурой для пушки, которая обеспечивала углы наклона от - 5 до +70 грд. Угол поворота декларировался в секторе 60 грд. Основным оружием броневика Ehrhardt Panzerkampfwagen M1906 стала 50-мм «противоаэростатная» пушка 5 cm Ballonabwehrkanone L/30. Кроме прицела расчет пушки не имел вообще никаких приборов наблюдения за полем боя.
Применение орудия для противобаллонной стрельбы было просто невозможно, аэростат бы просто не увидели. И хотя про машину говорили, как про «бронеавтомобиль для преследования аэростатов» (Panzerautomobil zur Ballonverfolgung), который должен был преследовать летящий баллон и стрелять не нему на ходу, сделать это было просто невозможно. Да и для наземного боя использовать пушку было бы затруднительно. Не был совершенно проработан вопрос с вентиляцией боевого отделения. И хотя в своих воспоминаниях Эрхардт пишет о том, что военные даже не приняли машины для тестов, они все таки были проведены. И если стрельба с места была возможна, то стрелять из пушки огня на ходу оказалось не только невозможной, но из-за высокого центра тяжести, но и опасной, первый выстрел с хода чуть ли не привёл к опрокидыванию автомобиля. Но прошло всего несколько лет и на фоне стремительного развития авиации все стало не так очевидно.
Несмотря на то, что военные отказались от машины, журналисты и пропагандисты не могли не использовать тему, и даже во времена Первой мировой войны, когда у германцев по большому счету не было никаких бронеавтомобилей рисовали идущие в атаку Panzerkampfwagen Ehrhardt .
источник:
www.zonwar.ru
www.aviarmor.ru
Станислав Кирилец "Автомобили-Зенитки Первой мировой войны"
https://tanks-encyclopedia.com/category/ww1-german-prototypes/