Правило «десяти тысяч часов практики», предложенное в 1990-х годах, оказалось мифом, выяснили ученые из Кейсовского университета в США.
В популярной книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» Малькольм Гладуэлл популяризировал теорию о том, что для того, чтобы стать профессионалом в определенной области, нужно потратить на её изучение около 10 тысяч часов. Журналисты и предприниматели часто использовали эту идею в своих публикациях.
В основе теории Гладуэлла лежит исследование музыкального мастерства, проведенное в 1993 году. Его авторы обнаружили, что чем больше практики было у скрипачей и пианистов, тем больших успехов они достигали. В среднем к 20 годам лучшие музыканты набирали по 10 000 часов практики. Именно это число Гладуэлл объявил «волшебным».
Но музыкой он не ограничился и распространил выводы исследования на все области человеческой деятельности — вплоть до программирования и бизнеса. Он вслед за авторами оригинальной работы объявил, что врожденные способности практически не влияют на успех.
Проверка правила 10 тысяч часов
Психологи решили провести эксперимент, чтобы проверить эту теорию. Они привлекли 39 человек, которые обучались игре на скрипке, и разделили их на три группы: лучшие ученики, «середняки» и те, кто не демонстрировал заметных успехов. Оказалось, что представители последней группы к 20 годам «набрали» примерно 6 000 часов практики, чего было явно недостаточно.
Но музыканты из первых двух групп занимались примерно одинаковое время, в среднем 11 000 часов, но, тем не менее, их навыки заметно различались. Эксперимент показал, что продолжительность практики определяла только четверть различий между музыкантами различного уровня.
Ученые подчеркнули, что существует много факторов успеха: генетическая предрасположенность, внешние условия, даже физические данные.
«Факторы зависят от приобретаемого навыка: в шахматах это может быть интеллект или рабочая память, в спорте – то, насколько эффективно человек использует кислород», – пояснили они.
Практика – важное, но не единственное условие. Так, она поможет развить навыки и реализовать заложенные в человеке способности, но не сделает из посредственного музыканта гения.
По словам ученых, развитие до профессионала определенной области не может быть конечным измеримым процессом — на это влияет множество факторов. Когда вы занимаетесь в течение нескольких часов одним делом, вы наверняка почувствуете прогресс. Однако вы все еще находитесь на поверхности.
Таким образом, подчеркивают ученые, существуют природные и социальные ограничения, которые превосходят влияние практики на результат обучения. Например, качество игры в шахматы во многом связано с врожденным интеллектом и объемом рабочей памяти, а спортивные достижения — со способностью организма эффективно усваивать кислород. Что касается игры на скрипке, то здесь определяющей могла быть мотивация обучающегося.
Авторы оригинальной работы 1993 года отказались признавать, что их выводы опровергнуты. Первый соавтор заметил, что разницу между очень хорошими и лучшими скрипачами можно не учитывать. Второй также продолжает считать количество практики определяющим фактором при обучении.