В новостях опубликовали исследование «Туту». Опрос показал, что 48% из 100% готовы платить за место в самолёте: 18% из них часто пользуются этой услугой; 15% платят за выбор места, если летят с детьми; 9% — если предстоит длительный перелёт, а остальные считают это пустой тратой денег. Конечно, по результатам нельзя судить обо всех жителях России, которые пользуются авиауслугами, — ответы дали 3300 россиян.
Но согласитесь, что и 42% немало — это 1386 человек из 3300, почти половина.
Немного сухих фактов и цифр: платная опция становится всё более популярной, что подтверждают данные аналитической службы компании «Сирена». Популярность услуги по выбору места выросла на 160% за первые полгода 2019. Данные сравнили с показателями того же периода прошлого года. Чувствуете разницу? В полтора раза выросла популярность!
Но цифры нам особо не помогут, погуглить удачные места вы и сами можете, да и они в разных самолётах по-своему удачные, в зависимости от комплектации. А вот разъяснения по вопросу, как пересесть на другое место и остаться хорошим пассажиром, должны быть полезны: всем нам иногда хочется поменять соседа.
Мнение эксперта
Попросить другое место пассажир может, но навстречу ему идти не должны, так как он обязан занять место согласно посадочному талону.
Про пересадку из экономкласса в «бизнес» тоже можно спросить, но вряд ли бортпроводники это сделают, — дополнительные расходы авиакомпании. Но если билетов в «эконом» продали больше, или пассажир обладает каким-либо статусом в бонусной программе, то авиакомпания и сама скорей всего предложит повысить класс бесплатно.
Партнёр некоммерческой организации по защите прав авиапассажиров Андрей Лухин
Личный опыт
Примерно месяц назад на одном из рейсов «Аэрофлота» мне досталось место в центральном ряду, крайнее справа, у прохода. Зашла в самолёт почти последней, а кресло оказалось занято мужчиной не самых маленьких размеров: там и рост, и сажень в плечах та ещё. Мужчина пожаловался на больную ногу и буквально потребовал поменять моё место на его, соседнее, в середине. Логики в этом не было никакой: я встаю с кресла раз шесть за девятичасовой полёт. Пришлось бы его каждый раз тревожить. К тому же у него болела левая нога, и вытащить в проход свою здоровую правую ему никак бы не помогло.
Конечно, я осталась виноватой. Весь полёт мужчина как можно шире раздвигал локти и не хотел убирать ногу из-под кресла впереди меня, хотя это пространство принадлежит ногам пассажира позади.
Мы сильно поругались в итоге, и все девять часов я испытывала жуткий дискомфорт от такого соседства и физических неудобств.
Пересадить соседа не вышло — в летний сезон салон забит полностью. На вопрос бортпроводника о том, почему он заранее не позаботился о комфортном месте, мужчина фыркнул, что это не его забота. Но это забота именно его, и вот почему.
Новостной редактор Aviasales Ольга Продан
Если у вас проблемы со здоровьем
Если есть проблемы со здоровьем, та же сломанная нога, надо предупреждать авиакомпанию заранее и лучше звонком. На регистрации места с увеличенным местом для ног могут быть уже заняты или выкуплены заранее другими пассажирами. Получается, человеку и место подходящее уже не могут предоставить, и воспользоваться своим билетом в таком случае он не сможет.
Тут надо ориентироваться на Федеральные авиационные правила, где говорится, что пассажир обязан самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом, исходя из своего состояния здоровья.
Если пассажир на носилках, ему предоставят дополнительные места, но за доплату. Если у пассажира перелом ноги, его могут посадить на место с увеличенным пространством для ног бесплатно. Но в экономклассе такие места дают только в начале салона, — у аварийного выхода его не смогут посадить по правилам безопасности.
Партнёр некоммерческой организации по защите прав авиапассажиров Андрей Лухин
Запомните, что выгнать вас с места никто не имеет права. Соглашаться или нет на обмен местами по любой причине — исключительно личное дело.
А если вы решили выбрать другое место, то не спорьте и не ругайтесь, а вежливо спросите, ведь на борту у всех пассажиров равные права и обязанности. Вы интроверт и ни с кем не хотите разговаривать? Тогда платите за место и летите спокойно.