Найти тему
1

Церковные тайные ордена Европы.

Сравнение этих трех основных категорий позволяет выявить тенденции развития нищенствующих орденов в X IV—XV вв. Значительный перевес мендикантов, заметный с XIII в., впоследствии лишь увеличился. Вероятно, он был бы еще более заметным, если бы наши статистические данные учитывали также общее уменьшение числа представителей старого монашества и незначительное количество регулярных каноников нового типа. В основном монастыри нищенствующих орденов включали в себя минимум 12 монахов, в то время как в монастырях других орденов это правило часто не соблюдалось, монахов было гораздо больше. В крупных городах эти сообщества могли достигать от 80 до 100 человек. Неизменной оставалась главенствующая позиция францисканцев и доминиканцев, которая, тем не менее, не мешала развитию орденов августинцев и кармелитов. Размещение монастырей демонстрирует их тесную связь с большими городами, то есть со степенью урбанизации региона; именно этим объясняется их значительная плотность в XIV в. в Чехии, Моравии и Силезии. Лишь немногие из больших городских агломератов владели тремя или четырьмя обителями, принадлежавшими нищенствующим орденам. В Кракове во второй половине X V в. насчитывалось пять таких монастырей.

эмблема ордена францисканцев (источник яндекс картинки)
эмблема ордена францисканцев (источник яндекс картинки)

Внутренний кризис потряс нищенствующие ордены, но еще более сильное потрясение они испытали в X V в. в ходе реформы, призывавшей вернуться к исходным уставам. Эта тенденция заметна в старом монашестве и в провинциях монашеских орденов. В середине X V в. орден францисканцев распался на две ветви, причем новый, появившийся в результате этого деления орден распространил свое влияние во всей Центрально-Восточной Европе, проделав это с удивительной быстротой. Обсерванты, или бернардинцы, названные по имени святого Бернардина Сиенского, покровителя Краковского монастыря, тотчас же приобрели в Польше огромную популярность.

Исключительная роль монашеских орденов в социальной истории средневековья, как и в истории религии, была предопределена их изначальным предназначением — духовным пастырством, служением всей без исключения пастве.

В глазах папства они являлись движущей силой, помогавшей реализовать программу собора 1215 г. «словом и примером». Их образ жизни, отсутствие материальных благ, «привилегия бедности», существование, зависимое исключительно от подаяний прихожан в обмен на церковные службы — все это на первых порах деятельности мендикантов поражало их современников. Основной задачей орденов было наставление проповедью, произнесенной на местном языке в своих собственных церквях и окрестных местах. Последние исследования позволяют еще лучше оценить масштаб их действий, их изобретательности и результативности. За проповедью шла личная исповедь, проводимая согласно формуле, окончательно утвержденной Церковью в XIII в. Исповедь требовала подготовки верующих и священников-исповедников. В конце средневековья за нищенствующими орденами во всех западных христианских странах укрепилась прочная репутация специалистов в наставлении и исповедании. Их роль в Центрально-Восточной Европе, в которой они занимали лидирующее положение среди других орденов, была, без сомнения, более важной, чем в Западной Европе. В этом регионе они стали первой силой, знаменовавшей победу христианской цивилизации над новыми землями.

Интересные статьи:

Благодарю за чтение статьи.
Подписывайтесь на мой канал, чтоб быть в курсе последних открытий!
-2