Как отбирают автомобили у честных американцев
"Это Fleetwood Brougham", - рассказывает Спенсер Берд, которому сейчас 51 год, о своем Cadiilac 1996 года. - "У него двигатель LT1 и это последний полноразмерный Cadillac, который пробежал всего 120 000 миль. Blue Book гласит, что он стоит всего 1600 долларов. Однако если вы захотите такой купить, придется выложить от 4500 до 5000 долларов".
Кэдди Берда был конфискован в 2016 году, когда его остановили в Чикаго из-за неисправности поворотника и патрульные обнаружили, что пассажир, который нанял Берда для ремонта своего автомобиля, перевозил героин. Сам Берд, к счастью, избежал обвинения в преступлении. Несмотря на то, что судья вынес решение вернуть Cadillac, необходимо внести за него залог в размере 17000 долларов для покрытия расходов на эвакуацию и хранение на штрафстоянке. Причем администрация стоянки не позволила ему забрать из багажника инструменты, которыми Берд зарабатывает себе на жизнь, работая механиком по вызову на фрилансе. И да, Берд не верит, что поворотник на его автомобиле не работал.
Вообще, Чикаго представляет из себя своего рода филиал преисподней, темный лабиринт, где бюрократическая машина разлучает автомобили с их владельцами. Система настолько зарегулирована непонятными правилами, что имеет право отобрать транспортные средства даже у невиновных и они их больше никогда не увидят. И, хотя система в Чикаго весьма радикальна, изъятие автомобилей - проблема по всем Штатам. Проблемы варьируются от строгих временных ограничений на возврат вашего автомобиля в Лос-Анджелесе до предположительно аффилированных с властями компаний по эвакуации в Детройте.
"Все в тот или иной момент жизни имели с ними дело", - рассказывает Эллиот Рамос, репортер радио WBEZ, чикагского филиала медиахолдинга NPR. - "Люди даже шутят, что ты не станешь настоящим чикагцем, пока у тебя не эвакуируют автомобиль. Это такая агрессивная система, что о ней уже слагают анекдоты".
Для тех, у кого есть деньги, способ выручить свой автомобиль со штрафстоянки очевиден - идешь, оплачиваешь штраф, эвакуацию и хранение и едешь домой на машине. Но средства есть не у всех. А для тех, у кого их мало или вообще нет - автомобиль часто является важной частью не только жизни, но и получения дохода.
Как это работает в Чикаго
В Чикаго бюрократия - это бескомпромиссный и жесткий спорт, а отношения между полицией и большей частью населения давно и сильно натянутые. И одна из подпитывающих эту напряженность причин - политика конфискации автомобилей. Транспортные средства могут быть конфискованы полицией если они используются для совершения преступления, включая такие серьезные статьи, как торговля наркотиками и грабеж, а также вождение в пьяном виде или под наркотиками, стрит-рейсинг, вымогательство или похищение. Если автомобиль блокирует пожарный гидрант или припаркован вторым рядом, он считается представляющим опасность и перемещается на штрафстоянку. Но туда же машины отправляются и за гораздо меньшие нарушения, например, если водитель или пассажир мусорят на улице или из машины играет слишком громкая музыка. А еще эвакуируют за нарушение запрета на зимнюю парковку у обочины, вне зависимости от того, есть ли снег, который нужно чистить.
Рамос, используя различные источники, в том числе данные нескольких агентств и департаментов Иллинойса, говорит, что в течение 2017 года в городе было изъято 93 857 автомобилей и продано около 24 000 из них. Обычно это не дорогие Porsche и BMW, а более бюджетные автомобили. Компания United Road Towing (URT), которая уже давно выступает подрядчиком этой программы, занимается эвакуацией и хранением автомобилей на спецстоянках и, в конечном счете, платит городу в среднем менее 200 долларов за каждый автомобиль, находящийся у них на стоянке.
Эта сумма основывается на стоимости автомобиля как лома, и многие автомобили действительно таковым и являются. Однако URT в 2017 году заплатил городу за новенький Ford Mustang GT 2016 года всего 176 долларов, да и в списках частенько встречаются весьма свежие BMW и Audi за примерно те же деньги. URT берет оставшуюся прибыль как плату за администрирование программы. И, учитывая истинную стоимость некоторых автомобилей, которые продаются даже с большим дисконтом, эта прибыль местами просто огромна.
В мае 2018 года медсестра Вероника Уолкер-Дэвис отправила свой Lexus EX330 2006 года в автосервис - ее муж попал на автомобиле в аварию и требовалось привести его в исправное состояние. Ремонт занял слишком много времени, а сервис все время ссылался на ожидание запчастей.
"Видимо, кто-то из механиков гонял на моей машине", - говорит она. - "Его задержала полиция. Его ранее лишили прав и мою машину эвакуировали на стоянку. Это произошло 3 июня, а узнала об этом я только 23 июня. К тому времени, как я нашла машину, мне нужно было заплатить 2500 долларов".
Согласно статистике, вождение с приостановленными или отозванными правами, является наиболее распространенным нарушением в Чикаго. И еще множество водителей, не имеющих средств на оплату судебных исков за неоплаченные дорожные штрафы. Но Уокер-Дэвис была полностью чиста перед законом. Мало того, ни в машине, ни рядом с ней ее не было.
"Я не смогла найти денег, чтобы купить другую машину", - говорит она. В прошлом году пришлось просить знакомых, чтобы они отвезли ее на прием к врачу.
Суммы быстро растут
Фотография с земли не может полностью охватить масштабы спесцстоянки в Чикаго на 701 North Sacramento Boulevard в районе Парка Гумбольдта. На Google Earth он представляет из себя огромный треугольник между двумя ж/д ветками Union Pacific и сортировочными станциями пригородных поездов Metra. Если вы хотите забрать автомобиль, придется переобуваться в удобную обувь. Длина участка более 1,5 километров. И это только одна из пяти стоянок по городу.
Чикагская система существует в альтернативной вселенной за пределами сферы уголовного правосудия. Как только автомобиль на эвакуаторе прибывает на стоянку, на него начисляются сборы за перемещение, административные расходы и хранение, которые должны быть оплачены до вынесения окончательного решения о законности действий городских властей. У города есть 10 дней, чтобы отправить уведомление владельцу автомобиля (хотя как и везде, извещения то ли не отправляются, то ли не доходят время от времени). Владелец должен подать просьбу о проведении административного слушания (оспорить эвакуацию) в Департаменте в течение 15 дней с момента отправки уведомления по почте. В период с 2001 по 2017 годы владельцы транспортных средств не запросили слушания более чем в половине из 200 000 дел. Если владелец не делает этого, он по-прежнему несет ответственность и должен оплатить административный штраф, плату за перемещение и хранение автомобиля. Но в этот период город имеет право свободно распоряжаться автомобилем по своему усмотрению, будь то продажа его на аукционе, уничтожение или для использования в полиции.
Гражданские дела
Поскольку это гражданское, а не уголовное дело, владельцы транспортных средств, которые не могут себе позволить адвоката, не будут допущены к административному слушанию. А если они все же туда доберутся, то окажутся в одиночестве в маленькой комнате с городским адвокатом, выступающим в качестве судьи по административным делам. И Чикаго не принимает "презумпцию невиновности владельца" в случаях изъятия автомобиля.
В случае с Уокер-Дэвис на помощь пришла адвокатская фирма "Либертарианский институт юстиции" из Вирджинии.
"Дэвисы пришли на это слушание 12 июля 2018 года и объяснили, что произошло", - говорит Диана Симпсон, их адвокат. - "И судья сказал: "Что ж, это плохо. Но вы не можете использовать это как оправдание". Таким образом, они должны заплатить административный штраф за управление автомобилем без прав, который составляет 1000 долларов, а затем за эвакуацию и хранение".
Но при помощи адвоката они обратились в окружной суд округа Кук. А 7 января Уокер-Дэвис заключила соглашение с городом о возврате автомобиля за 1170 долларов - компромисс, если они заберут автомобиль 31 марта. Это было воскресенье, когда никто не работал.
"Итак, Вероника пришла в понедельник, на следующий день, чтобы заплатить деньги", - продолжает Симпсон. - "Но город деньги не принял, потому что срок соглашения истек. Поэтому она пошла в офис секретаря, чтобы оформить необходимые документы, но там уже было закрыто. На следующий день, 2 апреля, она смогла оплатить штраф за просрочку и заставить город продлить срок до 12 апреля. 10 апреля она все оплатила. Но потом узнала, что город избавился от автомобиля 3 апреля".
Где же теперь Lexus?
Пока никто этого не знает, или делает вид, что не знает. Даже если городским властям известно, где находится автомобиль и даже если штат выдаст ордер на возврат автомобиля владельцам, город не обязан этого делать. Референдум, проведенный в штате Иллинойс в 1970 году, внес поправки в конституцию штата, чтобы уполномочить округа и города с населением более 25 000 человек устанавливать и применять собственные налоги и штрафы, предоставляя Чикаго возможность игнорировать определенные постановления суда штата.
Фишка в том, что администрации Чикаго постоянно не хватает денег. В прошлом году появилась новость о том, что дефицит города составил 98 миллионов долларов. "В 2012 году дефицит нашего бюджета составлял 635 миллионов долларов, и все четыре пенсионных фонда Чикаго находились на пути к банкротству, - заявил тогдашний мэр Рам Эммануэль в июле 2018 года. - Сегодня финансовое состояние города более стабильное". Чтобы начать выползать из финансовой ямы, город поднял налоги на имущество и ввел новые налоги на все, от воды и канализации до поездок на Uber и Lyft. Активную работу системы конфискации автомобилей можно понять в контексте стремления поправить доходы. Понять, но не оправдать.
Чикаго не зарабатывает много денег на этих конфискациях. Опять же, по словам Рамоса из WBEZ, город получил доход в размере 27 миллионов долларов от сбора и продажи лома в течение 2017 года. Но администрирование этой программы стоило более 22 миллионов долларов. Общий доход города составил около 4,6 миллионов долларов - а это считай что вообще ничего не заработали.
Эти две истории - всего лишь капля в море того, что происходит в Иллинойсе в принципе и Чикаго в частности. Равно как попытки полиции взимать штрафы буквально за малейшее подозрение в чем-бы то ни было. Людям приходится платить весьма мощные деньги, чтобы не попасть в тюрьму. Бюджет города пополняется, но проблема эффективности экономической политики не решается в принципе. Некоторым проще переехать в другой штат, чем платить бесконечные сборы.
Ни в коем случае не хотел бы сравнивать Чикаго и Москву, потому что не сравнивается никак. Учитывая, что в США приходится платить за каждый чих и государству, а у нас - за те же чихи можно порой и не платить, ну или договориться. Мало того - конфискация у нас не применяется по гражданским историям или применяется в единичных случаях. Протолкни такую идею правительство Москвы, и в городе через пару лет будут в метро делать бесплатный массаж, а улицы мыть с французскими шампунями.