В настоящее время по всему земному шару насчитывается порядка 50 подобных механизмов, один из которых расположен в Красноярске. Следуя из названия, судоподъемник — особая установка, являющаяся заменой шлюзам, по сути своей — лифт для судов. Расскажем про основные способы их работы.
Наиболее известны судоподъемники, в которых корабли перемещают на плаву. Для начала судно заплывает в специальный резервуар, заполненный водой, и затем уже поднимается туда, куда нужно. Так как жидкость никуда не утекает и корабль не теряет своей массы – инженерам очень удобно подбирать противовесы.
Существует несколько типов судоподъемников – наклонный (используется в Красноярской ГЭС), вертикальный, колесный и другие. В первом случае камера с кораблем перемещается по рельсовому пути при помощи электротяги. Во втором – как следует из названия, судно, словно на лифте, поднимают на заданную высоту. При этом резервуар перемещается с помощью противовеса или приходит в движение с использованием физики гидравлического пресса.
Ну и последний способ – колесный – на данный момент используется только в Шотландии. Судна перемещаются в двух отдельных камерах, подвешенных к колесу, закрепленному на своей оси. Подобные механизмы могут поднимать до 600 тонн груза с перепадом высот в 24 метра.