Найти тему

"Суд над КПСС": о декоммунизации

В 1991-1992 г. Конституционный суд России рассматривал "Дело КПСС/КПРФ". Хотя называть этот процесс судом над КПСС неправильно, т.к. в основном суд рассматривал вопрос о законности указов Ельцина, запрещающих деятельность коммунистов, все же в Постановлении Конституционного суда от 30 ноября 1992 г. определялась и вина КПСС: "В стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров, объединенных в политбюро ЦК КПСС по главе с генеральным секретарем ЦК КПСС. Имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что руководящие органы и высшие должностные лица КПСС действовали в подавляющем большинстве случаев втайне от рядовых членов КПСС, а нередко — и от ответственных функционеров партии. На нижестоящих уровнях управления вплоть до района реальная власть принадлежала первым секретарям соответствующих партийных комитетов. Лишь на уровне первичных организаций КПСС имела черты общественного объединения, хотя производственный принцип формирования этих организаций ставил членов КПСС в зависимость от их руководства, тесно связанного с администрацией. Материалами дела, в том числе показаниями свидетелей, подтверждается, что руководящие структуры КПСС были инициаторами, а структуры на местах — зачастую проводниками политики репрессий в отношении миллионов советских людей, в том числе в отношении депортированных народов. Так продолжалось десятилетиями."

Фактически, данное постановление Конституционного суда утверждает и преступный характер КГБ, как инструмента преступной КПСС, осуществлявшего те самые репрессии, о которых сказано выше: "До принятия закона СССР об органах госбезопасности продолжало действовать Положение о Комитете госбезопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах от 9 января 1959 года, утвержденное президиумом ЦК КПСС. В нем подчеркивалось, что органы КГБ являются политическими, осуществляют мероприятия ЦК КПСС и работают под его непосредственным руководством, руководящие работники КГБ входят в партноменклатуру, приказы председателя КГБ издаются с одобрения ЦК КПСС."

В 1990 году председатель КГБ СССР заверял, что его ведомство остается подконтрольным КПСС. В ЦК КПСС продолжали поступать соответствующие отчеты и записки, сотрудники КГБ привлекались к проведению политических (партийных) мероприятий.

В процессе участвовал известный диссидент Владимир Буковский (тот, про которого сочинили частушку "Обменяли хулигана на Луиса Корвалана"), написавший книгу "Московский процесс". Буковский воспользовался представившимися во время процесса возможностями, чтобы отсканировать и выложить в сеть секретные документы ЦК КПСС.

В книге Буковского подробно рассказывается о нелегальной финансовой помощи, которую ЦК КПСС через КГБ и ГРУ оказывал компартия Запада и Третьего Мира, т.е. о все том же экспорте революции и подкупе западных политиков. По мнению Буковского большая часть внешнеторговых отношений осуществлялась через западных предпринимателей, которым предоставлялись выгодые условия за оказание политических услуг КПСС.

Владимир Буковский
Владимир Буковский

В восточноевропейских странах бышего "соцлагеря", как об этом рассказывает интересная статья Евгении Лезиной "Люстрация и открытие архивов в странах Центральной и Восточной Европы" понимали: одной декларации о преступности коммунистческой власти и органов госбезопасности недостаточно. Чтобы прийти к демократии необходим переходный период, когда восстанавливается справедливость по отношению к жертвам коммунистических режимов и привлекаются к уголовной ответственности те, кто нарушал права человека и злоупотреблял властью. Важную роль сыграла люстрация - запрет занимать государственные и муниципальные должности бывшим партийным чиновникам, сотрудникам и агентам коммунистических спецслужб.

Уже в 1989 г. в Восточной Германии массовые акции протеста активистов проходили под лозунгами: "Преступники из Штази, вон из политики!", "Свободу моему досье!". Активисты требовали ликвидировать Штази (Министерство госбезопасности), захватывали здания МГБ, чтобы предотвратить уничтожение архивов.

В Польше люстрация распространяется и на юристов. Проверкой правдивости сведений о себе, которые должны предоставлять должностные лица, занимается Институт национальной памяти.

В Чехии был опубликован список 75 000 агентов ГБ. Коммунистический период изучает специальный Институт тоталитарных режимов. Все граждане имеют доступ к Архиву служб безопасности.

Привлечение к уголовной ответственности за политические преследования оказалось в большинстве случаев невозможным, в связи с тем, что обычно функционеры репрессивного аппарата лишь выполняли распоряжения начальства. Более важным и продуктивным оказалось законодательное осуждение преступного характера коммунистических режимов и отмена сроков давности по наиболее тяжким преступлениям. В 1993 г. в Чехии был принят закон "О противозаконности коммунистического режима и о сопротивлении ему". В 1996 г. в Словакии принят закон "Об аморальности и противозаконности коммунистического режима". В 2011 г. в Грузии принята "Хартия свободы".

Вацлав Гавел, диссидент, президент Чехословакии, Чехии
Вацлав Гавел, диссидент, президент Чехословакии, Чехии

В России пока нет возможности более подробно изучить и осудить преступный характер КПСС и КГБ, но такая возможность есть в других странах - бывших республиках СССР, где действовали эти тоталитарные организации. В странах Балтии, Украине есть для этого необходимые инструменты и возможности: Центр документирования последствий тоталитаризма в Латвии, Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы, Институт исторической памяти в Эстонии. Конечно, декоммунизацию страны Балтии, Украина и Грузия могут проводить только у себя, но вот расследования преступной деятельности КПСС и КГБ, которые они проводят, имеют большое значение для всего бывшего СССР. В Литве в 1999 г. был принят закон "Об оценке КГБ СССР (НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ)..."

Россия в настоящее время - страна номенклатурного реванша, против которого протестовала убитая в 1998 г. депутат Галина Старовойтова. Те, кто повинен в преступных репрессиях против прав человека, кто служил в органах ГБ, повинных в них, по-прежнему занимают важнейшие государственные посты. Дважды Старовойтова безрезультатно подавала проекты Закона о люстрации.

Галина Старовойтова
Галина Старовойтова

В упомянутой выше статье Евгении Лезиной отмечается, что в страна Центральной и Восточной Европы люстрация рассматривается в связке с антикоррупционной деятельностью, т.к. старые связи, сложившиеся в тоталитарной компартии и спецслужбах, способствуют коррупции в нынешней чиновничьей номенклатуре.