Еще 10 лет назад слово «китайский» ассоциировалось с чем-то некачественным, сделанным левой пяткой. Как получилось, что сегодня весь мир говорит о китайском технологическом чуде? Разбираемся, что стоит за этим IT-феноменом и нужно ли бизнесу бояться китайской экспансии.
Пока Китай сдерживают, но он вырывается вперед
К счастью для китайцев, в быстрорастущем и очень конкурентном IT у них все складывается хорошо: в технологиях КНР уверенно конкурирует с Россией и США. Соединенным Штатам приходится искусственно сдерживать технологический рост Поднебесной, вступая в торговые войны, — их жертвами не так давно стали ZTE и Huawei. Запад опасается, что Китай обгонит его в технологическом развитии, особенно в том, что связано с искусственным интеллектом (AI).
Это может стать реальностью: в Китае уже действует программа по развитию AI, разбитая на пятилетки в лучших традициях советского общества. В 2020 году закончится очередная пятилетка — по ее итогам уровень развития AI в Китае должен сравняться с показателями стран «большой семерки». К 2025 году китайцы намерены взять новую планку и опередить в ключевых отраслях все развитые страны.
Если программа будет выполнена, в 2030 году КНР станет единственным лидером и полностью создаст собственную экосистему на основе искусственного интеллекта. То, что в нее войдут умные дома и умные города, сомневаться не приходится. Но что, если это будет умная оборона или, того хуже, умная война? Весь мир надеется, что этого не произойдет.
Китайцы не раскрывают далекоидущих планов, но прогнозируют, что AI-отрасль страны будет ежегодно генерировать около $150 млрд, а экосистема и сопутствующие отрасли в 10 раз больше — $1,5 трлн.
Что мешает Китаю стать единственным лидером
Пример Huawei показал, что противостояние китайских компаний и американского бизнеса отчасти завязано на лицензировании. Лицензии на архитектуры самых ходовых чипов принадлежат компаниям из США. Аналогично с популярной мобильной ОС Android — она принадлежит американской Google. Китайцы оказываются в ситуации, когда они производят топовые продукты, но за их лидерством стоят и чужие разработки.
Отсюда следует основное препятствие для Китая — зависимость от импорта чипов и микрочипов, которых в стране производят совсем немного. В контексте AI чипы можно разделить на две категории: одни создают алгоритмы, вторые уже на них работают.
Тут Китай безнадежно отстает, но у него есть другой ресурс: огромные объемы данных. Это логично: в Поднебесной живет полтора миллиарда людей, которые генерируют эти данные с фантастической скоростью, — больше и быстрее, чем любая другая страна. В отличие от Европы с ее GDPR, в Китае крупные корпорации могут легко собирать данные, использовать их в своих целях и делиться с правительством. Единственное ограничение — хранить это data-добро можно только на территории КНР.
Надо ли России бояться китайских компаний
В США обеспокоены активностью китайских IT-гигантов. Сделки, которые последние три-четыре года заключались между китайскими и американскими компаниями, почти всегда подразумевали поглощение последних. Если раньше партнеры создавали совместные предприятия с равными долями, то теперь американские компании становятся частью китайских. Это одна из причин, по которым страны вступили в торговую войну.
В России иная ситуация — у IT сильные позиции, рынок в основном принадлежит отечественным игрокам. Так, накопленные иностранные инвестиции в России по разным оценкам составляют от 14 до 18 миллиардов долларов, а в США эта цифра около 200 миллиардов, то есть вклад иностранных компаний в экономику больше.
Для Китая важно выходить за пределы страны ― внутренний спрос большой, рынок емкий, но он ограничен. КНР готова инвестировать в зарубежные проекты, строить бизнес в других странах. Но не так, что китайцы пришли и сами все построили, ― Китай готов вкладывать часть средств и ждет от иностранных партнеров того же.
Китайский e-commerce самодостаточный, местные компании могут получить хорошую прибыль и в своей стране. Особых оснований бояться китайской экспансии нет. Всегда есть стратегии «win-win» ― от сотрудничества с компаниями из Китая можно получить выгоду.