Найти тему
Casus Belli

Hawker Hunter: родом из детства

История пластикового самолета

Модель "Хантера" после реставрации
Модель "Хантера" после реставрации

...Эти "иностранные" модели внезапно появились в соседнем универмаге по исключительно демократичной цене: 70 копеек. Сумма, которую мог себе позволить любой школьник - три порции мороженого, или же две шариковые ручки. И, разумеется, через пару дней красивые синие коробки с надписью Hawker Hunter - Ground Attack Fighter (это мне ни о чем не говорило) и логотипом NOVO Aircraft Kits были в портфеле у каждого уважающего себя пятиклассника нашей и соседских школ.

Артбокс модели
Артбокс модели

Коробка вызывала неподдельный восторг, а вот содержимое ее разочаровывало: не было клея и "переводилок"! Советские дети привыкли к тому, что в коробку с отливками обязательно кладут клей и декали. В немецких "пластикартах" была даже серебрянка! А тут не было ничего, только голый пластик молочно-белого цвета. Мы чувствовали себя обманутыми, ведь на тыльной стороне коробки была схема окраски и нанесения декалей, вот эта:

Ни красок, ни декалей в комплекте, увы, не было
Ни красок, ни декалей в комплекте, увы, не было

Впрочем, доступная цена на "иностранный самолет" искупала в наших глазах все. Склеивали, кто чем: оставшимся от других комплектов "клеем для пластмасс", "бээфом", "мёколом", и даже ПВА. Цена тюбика клея при этом могла быть выше цены самой модели. Окрашивали масляными красками, темперой и даже гуашью - а чаще не окрашивали вовсе, ибо смотрелся масляный и гуашевый камуфляж, мягко говоря, не очень.

Совсем беда была с декалями. Лучшее, что мы могли сделать - наклеить опознавательные знаки, нарисованные фломастерами на бумаге. Увы, и выглядело это отстойно, и отлетало очень быстро.

Лично я свой "Хантер" покрасил немецкой серебрянкой с помощью кисточки, решив этим и ограничиться. Но это было только началом долгого пути :)

Аскетизм самого "набора деталей для склеивания" несколько разочаровывал, особенно на фоне шикарной, как тогда казалось, коробки. В кабине не было ничего, кроме весьма условного летчика и столь же условного катапультного кресла. Прозрачный фонарь отличался непомерной толщиной и странной формой. Ниши шасси были совершенно пустыми, а сами стойки и колеса выглядели весьма грубо... Тем не менее, в собранном виде самолетик был очень похож на себя, ну, или, во всяком случае, весьма похож на рисунок с коробки, - ведь мало кто из советских детей имел представление о том, как должен выглядеть истребитель-бомбардировщик Хаукер Хантер.

...В середине 90-х стали доступны фотографии/чертежи (ах, какой замечательный был моделистский самиздат - ностальгия), нитрокраски в маленьких баночках, и даже приличного качества "ростовские" декали. Я приобрел "лукомольский" аэрограф и компрессор, сделанный из агрегатов от холодильника, и обновил "Хантер". Поскольку ни опыта. ни умений, чтобы сделать нормальную деталировку шасси, не хватало, я попросту их ликвидировал, заклеив крышками. Получилось, как на фото: грубовато, но издали уже вполне узнаваемо :)

...Пришло время навести навести порядок в коллекции. Совсем безнадежные модели отправились в помойку, те, что поприличнее, стали в очередь на реставрацию. Оценив объем работ по "Хантеру", я сперва хотел его выкинуть, заменив более современным изданием. На замену был заказан польский набор от фирмы Plastyk. Вот этот:

Написано "Plastyk", но читается "дрова"
Написано "Plastyk", но читается "дрова"

Открыв коробку, не мог поверить своим глазам. Выпущенный двадцатью годами позже "нововского", этот набор уступает старшему брату практически по всем параметрам. Геометрия неисправима, фюзеляж чрезвычайно заужен к хвосту - в профиль самолет стал напоминать рыбку гуппи. Деталировка столь же убога. Фонарь кабины непрозрачен и толст. Декали абсолютно непригодны: толстые и неэластичные, они вообще не ложатся по месту, выступают над поверхностью и серебрятся...

В общем, я понял, что выкидывать кругозоровский пластик рановато. Поискал афтермаркет, и начал "хантер-марафон": решил построить все хантеры, которые у меня есть (пока расстраивался по поводу польской модели, заказал еще и Revell).

Вчера был промежуточный финиш: на полку встал обновленный NOVO (ему, между прочим, 37 исполнилось в этом году).

Что изменилось:
- Добавлено оборудование кабины (приборные панели, катапультное кресло, ручка, педали и т.д.);
- Фонарь новый;
- Изготовлены ниши шасси - пришлось стачивать крыло и фюзеляж изнутри;
- Все управляющие поверхности изготовлены заново (старые намного толще, чем нужно);
- Передняя часть фюзеляжа переделана - добавлена нормальная ниша, в нос загружен свинец, сделаны выштамповки в районе орудийных стволов;
- Переделаны гильзосборники (старые не по месту и неправильной формы);

- Очень много времени, сил, и шпаклевки ушло на стык крыла и фюзеляжа, где зияла дыра;
- Выточены ниши под закрылки;
- Сделаны закрылки (фототравление);
- Сделаны шасси - створки и стойки;
- Сделан ПВД (выточен из проволоки);
- Сделан воздушный тормоз (старый пришлось сточить, образовалась дыра, потребовавшая шпаклевки...)
- Заново сделаны пилоны (старые неправильны по форме и размеру);
- Заново сделаны подвесные топливные баки (старые неверны по форме)...

Надо было еще заузить фюзеляж, который несколько шире, чем нужно, и перенести "зуб" на передней кромке крыла, но я специально не стал сильно править геометрию - дабы в собранном виде видны были различия пресс-форм.

Итог работы - на снимках в галерее.

С удовольствием обсужу в комментариях

Моя страница на karopka.ru
Моя страница на
scalemodels.ru
Моя страница на
scalemates.com