Главой государства теперь хотят стать многие
Последние мероприятия с участием президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева показали, что глава государства вполне неплохо справляется со своими обязанностями и создает совершенно новый образ казахского лидера. Это дает неожиданное право многим политикам считать, что «шапка Мономаха» не так уж и тяжела. Аналитический отдел Platon.asia предсказывает неизбежную политизацию общества в ближайшие годы и обострение политической борьбы.
На недавней встрече с американскими конгрессменами Касым-Жомарт Токаев обошелся без помощи переводчиков. Как верно подметили в сети, президент Казахстана и на встрече с представителями Китая, а также со всеми русско- и франкоговорящими может не прибегать к услугам толмачей. Это возносит его на непреодолимую доселе высоту, придает международный лоск и делает его своим в любой мировой политической тусовке. Второй казахстанский президент нарабатывает личный авторитет, совершенно при этом не вредя монументальности образа Елбасы, что само по себе невероятно, учитывая неизбежность сравнений. Тут либо гениальность креаторов и сценаристов переходного периода, либо такова судьба и так действительно сложились звезды.
В общем, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, несколько неожиданных ЧП и общее увеличение протестного потенциала, нынешний президент на своем посту смотрится вполне органично. Самое главное, Токаеву не пришлось идти на какие-то радикальные меры или уступки для того, чтобы завоевать лояльность народа. Его приняли и он пока справляется. Да так, что недавнее ставшее уже легендарным выступление Нурсултана Назарбаева на очередном съезде партии Nur Otan было воспринято уже не как выступление Лидера Нации, единственного и неповторимого, но как наставление аксакала, дающего пусть и не совсем корректные, но в принципе добрые и полезные советы. В общем, как второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев вполне себе состоялся.
На текущий момент это очень хорошо, если говорить об общей внутриполитической ситуации в стране. Мы прошли один из важнейших этапов транзита — президентские выборы — без серьезных потрясений. Уверенность Токаева на внутренней и внешней аренах дает ощущение стабильности и будничности происходящего.
Дальше ситуация будет усложняться, на что есть несколько причин. И возможная девальвация национальной валюты или беглые подстрекатели из заграницы, представьте себе, не самые ключевые из них.
Самая главная и неизбежная причина будущего обострения (или оживления — это как преподнести) политической ситуации кроется в самой сути успешного вхождения Токаева в главный кабинет Акорды. Самая разнообразная информация муссируется в кулуарах, редакциях и на кухнях, но вся она об одном — очень многие чиновники, молодые и в расцвете сил, с тревогой наблюдавшие за тем, как справится второй президент со своими обязанностями, шумно выдохнули и стали строить далеко идущие планы. Оказалось, что страной может править и не человек из семьи, а значит — в состоянии и любой другой, говорящий на иностранных языках и шагающий в ногу со временем. Пока из этого ничего не следует, кроме самим собой напрашивающегося вывода — в политическом истеблишменте начинается эпоха создания центров влияния, медиаимперий и политических противостояний. Другими словами, несколько человек будут готовиться к тому, чтобы всерьез «потолкаться» за власть.
Начинаются подобные противостояния отнюдь не с информационных атак друг на друга, выброса компромата или чего-то еще подобного. Сначала происходит перегруппировка сил, концентрация политических и информационных ресурсов и борьба за финансы, зачастую подготовительный этап затягивается на годы. Именно пример Токаева дал представителям властной элиты абсолютно четкий месседж — президентом может стать человек не из семьи, и у него в руках необязательно должна быть сосредоточена вся власть и финансы, более того, он даже не обязательно должен быть самым влиятельным человеком в стране. В любом случае, он навсегда останется президентом Казахстана, человеком, у которого была миссия и всегда будет место в истории. Согласитесь, за это стоит побороться.
Возможно, начальный этап борьбы за кресло главы государства в будущем мы будем иметь возможность наблюдать уже в самое скорое время, а, может быть, наблюдаем уже сейчас — просто стоит внимательней присмотреться к некоторым процессам и тенденциям. И процессы будут усиливаться с каждым годом, тем сильнее, чем ближе будет дата следующих президентских выборов.
Ну и опять же, оговорка — выборы у нас, это не то, что на Западе и решается все, предположительно, совсем не у тумб с бюллетенями. И тем не менее, это легитимизация, черта под предпринятыми усилиями, результат проведенной за годы работы.
Вряд ли стоит надеяться, что на следующих президентских выборах борьба обострится и у кого-то кроме действующего президента, дай Бог ему здоровья, будут шансы на победу. Но это, на самом деле, и не так важно.
Это как раз та ситуация, когда сам процесс намного интереснее конечного результата.
Аналитический отдел Platon.aisa