Как написать перспективный сценарий, собрать команду, отснять, финализировать материал и выпустить готовое кино? Главный совет режиссёра, продюсера и киносценариста Рашида Нугманова: не витать в облаках! «Кино – это не написание романов, это бизнес. Там есть и творчество, и коммерция, и финансовые и юридические вопросы» — говорит он.
О профессии режиссёр
«По моему опыту и убеждению, режиссёр — это все-таки не профессия. Оператор, да, это специальность, профессия со своими канонами. Точно также как художник или сценарист. А режиссёр – это человек, который должен знать всего понемногу, ему не обязательно быть гением в каждом определённом направлении кинопроизводства. Это человек, который собирает на площадке максимальное количество супер профессионалов, и который понимает, что кино — искусство коллективное. Даже самый закоренелый индивидуалист, к примеру, какой-нибудь режиссер авторского кино, для того, чтобы выразить свой взгляд на мир, всё равно должен творить совместно с другими творцами по команде. Именно поэтому режиссеру очень важно знать основы всех направлений работ, которые существуют на съёмочной площадке: от финансовых до творческих вопросов».
«Режиссёр – это человек, который должен знать всего понемногу, ему не обязательно быть гением в каждом определённом направлении кинопроизводства».
О создании сценария
«Идея фильма может прийти самыми разными средствами и способами. Случай в жизни. Книга. Идея-фикс, наконец, которая не даёт спать. Каким образом приходит идея фильма в голову автора сценария – это не столь важно. Важно — оформить идею в тот вид, который можно предложить как продюсеру и режиссеру, так и актёру.
Важнейший элемент сценария — логлайн, а именно сюжет фильма, высказанный одной или двумя фразами, не более 20-25 слов. Почему это важно? Потому что, в первую очередь, это дисциплинирует автора, не даёт ему растекаться мыслями, держит в рамках сюжета. Три элемента логлайна — главный герой, чего он хочет и что ему мешает. Если автор сумеет это выразить, то у него есть конструкция будущего сценария».
«Главный герой, чего он хочет и что ему мешает — если автор сумеет это выразить, то у него есть конструкция будущего сценария».
О непрофессиональных актерах
«У режиссёра всегда есть выбор с кем работать: с профессиональными актерами или нет. Его выбор зависит от стиля работы, идеи, методов. Лично я всегда работал с непрофессиональными актерами. Выработал свой особенный стиль ещё на подмостках ВГИКа в многочисленных постановках, взяв в учителя Дзигу Вертова, Годара и Энди Уорхола… В работе с непрофессиональными актёрами действует принцип «Жизнь в врасплох», реализации которого возможно благодаря многим приёмам. И часто это в разы лучше для фильма. К примеру, Виктор Цой, сыгравший главную роль в «Игле», в 1989 году получил звание лучшего актёра СССР, опередив профессионального актёра Смоктуновского, который оказался только на втором месте».
Текст: Ирина Мусиян.
Источник: PRP.KZ