Найти тему

Интервью с пианистом Денисом Мацуевым

Интервью с пианистом Денисом Мацуевым

(Интервью со всемирно известным музыкантом было взято в канун его дебютных выступлений на фестивале в Равинии летом 2008 года. Печатается в сокращенном варианте)

С.И – Денис, Вы неоднократно подчеркивали что ни в одной стране мира нет такой взыскательной публики как в России, это действительно так?

Д.М – Это – абсолютная правда и здесь я объясню в чем дело. Тот успех, который у меня есть в России сейчас, – я к нему шел, наверное, лет десять, после победы на конкурсе Чайковского. Я глубоко убежден в том что музыкант, русский музыкант, который прошел русскую публику, ему уже не страшно ничего, потому что она - самая требовательная и ее нужно убеждать, ее нужно, как я говорю всегда, брать кровью, потому что она – непредсказуемая, она очень сложная, она знает тебя насквозь, все эти годы шла с тобой; она знает все твои плюсы и минусы и прекрасно понимает ,что ты из себя представляешь ,и , любой твой успех– его нужно подтверждать и доказывать , - что тот успех который у тебя был вчера – он не случаен. Нужно удивлять новыми интерпретациями, новым репертуаром, новым подходом и, в принципе, если ты уже прошел русскую публику, тебе не страшно ничего. Это не значит , что здесь очень легко, нет. Здесь тоже нужно всех убеждать и , в общем, дарить тот образ, который у тебя есть в душе. Твоя задача – донести этот образ до сердец слушателей, которые сидят в зале, независимо от того, где ты играешь. Я ,на самом деле, считаю, что национальности у публики не существует, хотя русская, как ни крути, все равно она особняком стоит. Когда говорят, что вот, приехал в Москву и там все у тебя будет хорошо , наверное , это невозможно изначально. Поэтому, если ты хочешь иметь успех в России, к нему нужно идти очень-очень долго, постепенно взбираться на эту вершину и концерты в России нужны в плане закалки и некоей такой, знаете, не то что обкатки , - ты проходишь как армию своеобразную , потому что после России тебе не страшен ни Карнеги Холл , ни Альберт- холл в Лондоне ,ни Берлинская филармония – где бы ни было. Я знаю это по себе.

С.И – Денис, а вот за эти десять лет на пути к вершине у вас бывали провалы, допустим, во время выступлений на родине?

Д.М – Ну знаете, бог меня миловал, особо провальных концертов у меня, надеюсь что не было. Безусловно, были удачные, менее удачные но, больших провалов, слава богу, не было, правда, были разные курьезные случаи, так сказать, не в России а во Франции; когда я играл концерт у меня упал рояль, понимаете, на 7-й сонате Прокофьева как сейчас помню, в зале Голон, в Париже, где я, играя такое очень темпераментное произведение, настолько вошел в раж, что, дальняя ножка рояля отломилась и просто рояль упал , при этом , я еще немножко со стула упал. Слава богу , что на последних нотах это произошло.

С.И –Расскажите, пожалуйста, что представляет собой та молодежь, которая приходит на ваши концерты сегодня?

Д.М – Вы затронули очень для меня важную тему. Мне очень важно не то чтобы привлечь, заманить в хорошем смысле слова молодежь на классический концерт, потому что в наше современное, сумасшедшее время , время стрессов и ужасных информационных давлений со всех сторон, поход на концерт классической музыки является неким исцелением и даже, может быть ,излечением от разных невзгод – не просто для поднятия настроения – как маэстро Темирканов мне говорил, он сказал такую фразу о том что что поход на концерт классической музыки это – не развлечение, это – тяжелая работа, и нужно как следует готовиться, подготавливать себя к тем произведениям которые ты будешь слушать,и, ни в коем случае нельзя идти на поводу у публики потому что это может плохо кончиться . Понятно , что все хотят слышать Первый концерт Чайковского, Второй концерт Рахманинова и так далее, популярные произведения, но, помимо этого ты должен просвещать аудиторию, знакомить ее с новыми произведениями, которые не менее гениальны чем те, которые я перечислил. Я езжу по всей стране, один месяц в году я посвящаю гастролям по России, концертов двадцать-двадцать пять я даю всегда и могу сказать, что есть уже эффект от этого, есть результат. Многие поклонники, которые ходят на концерты уже постоянно, это – молодежь которая уже знает меня пять-шесть лет, каждый раз приходит на мои концерты и это – замечательный результат и я этим очень доволен и буду это развивать обязательно. Многие уже поняли что как ни крути – классическая музыка это –нечто особенное, она сродни походу к экстрасенсу – в Японии на мои концерты вообще даже инвалидов приводят иногда , больных людей которым становится лучше от этого.

Многие говорят что публика – дура и ее можно обмануть. Да, ее можно обмануть но потом тебе вернется этот обман. Я к этому очень серьезно отношусь и всегда играю для публики – я полностью выкладываюсь на сто пятьдесят процентов, отдаю свою энергию и получаю взамен энергию которая идет из зала и наступает момент когда ты управляешь залом , это момент который невозможно передать словами, особенно в таких местах, когда инструмент звучит очень тихо ,может быть пианиссимо, и еще, когда ты умеешь владеть паузой многотысячного зала это – вообще дорогого стоит. Не всегда это получается ,но, если ты понимаешь, что в мгновение тишины в зале сидит три-четыре тысячи человек и ты можешь ими управлять , - вот в в этот момент ты понимаешь ,что не зря делаешь свое дело.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

С.И –вы сказали в одном из интервью, что раскрутить имя классического музыканта для российской аудитории архисложно , но это надо делать, вкладывать деньги, продвигать, помогать раскручивать, зубами землю грызть. Есть ли сейчас в России профессиональные промоутеры , которые работают именно в области классической музыки и помогают продвигать новые имена?

Д.М – Вы знаете, профильных таких продюсеров, их нету в природе вообще в музыкальном мире. Есть люди которые заканчивают ГИТИС, продюсерский факультет ну, и, время от времени занимаются помимо театральных проектов и музыкальными. Появилось новое поколение бывших музыкантов, кстати говоря, очень неплохих, смышленых ребят которые начинают уже вот входить во вкус, но, ситуауция, в принципе, на нулевом уровне находится, поэтому здесь нужно об этом думать и государству тоже. Появляются новые имена, существует фонд “Новые Имена” , который, собственно говоря, меня и заметил в Иркутске в 90-м году и сейчас я уже являюсь президентом этого фонда, потому что для меня небезразлична и судьба нового поколения и я глубоко убежден , что в нашей стране есть ну может быть не такое огромное количество талантов, как было раньше ,но все равно они есть, их нужно просто искать, их нужно находить, брать под опеку, развивать, помогать, нужна поддержка новых имен которая была в Москве когда я приехал в 91 году, сами понимаете, в какое время – она была неоценима. Это и мастер-классы, это и стипендии , это и поездки и самое главное – практика на сцене и среда, самое главное – среда, которая развивает таланты, помогает им раскрыться. Сейчас, с одной стороны, суматошное время, а сдругой стороны , время в котором можно что-то изменить. В России вообще всегда хватало потрясений разных ,но ,сейчас, я считаю, настал тот момент, когда кризис в России заканчивается, страна встает на ноги– и в культурном плане, и, вроде бы уже на горизонте появляется и средний класс, что очень важно. До идеала, конечно, далеко и еще об интеллигенции надо подумать ,потому что интеллигенция находится в нищенском положении. Я же буду делать все возможное, что зависит от меня в этом плане.

С.И – Денис, в плане развития новых талантов в России, в частности, вот вы говорили что в 90-е годы резко упал престиж конкурса имени Чайковского , как сейчас обстоят дела и насколько все-таки победа в таком престижном конкурсе может помочь становлению нового таланта?

Д.М - Это тоже очень щепетильный вопрос, потому что сейчас конкурсы – это совсем другое. С другой стороны, это – единственная возможность пробиться музыканту на сцену и играть концерты по всему миру, но, то что касается конкурса Чайковского, безусловно, 90-е годы были не самые лучшие в истории этого удивительного конкурса. Доходило до маразма когда его исключили из ассоциации международных конкурсов за неплату какого-то взноса в триста долларов что-ли. Это был такой позор и, конечно, потом его включили обратно, но, был скандал. Вспоминая тот год когда я победил – он был для меня этапный, и, то количество потрясающих музыкантов, которые собрались в 98-м году, здесь имела место своего рода лотерея и мне выпал счастливый билет, мне просто повезло, многое сошлось тогда и я благодарен Богу, судьбе и вообще всему что помогло мне в тот момент, потому что как минимум человек шесть могло получить первую премию , уровень был там высочайший. Говоря о том что будет дальше, я считаю что то время , когда в 1958 году на конкурсе победил Клиберн, такого уже никогда не будет , время тогда было другое, вспомните, это же 58-й год, сами понимаете, американец побеждает на конкурсе да еще и здорово играет . Кстати в юбилейный год я организовал специальный гала-концерт в Москве , на который собрал лауреатов разных лет и мы играли потрясающий концерт в Большом Зале Консерватории и это был действительно такой очень ностальгический момент. Конкурс, он будет развиваться, но при этом необходимо подумать, каким образом можно было привлечь больше иностранцев. Сейчас он превращается в такой, некий всероссийский конкурс а это, на мой взгляд, неправильно, так не должно быть. Но как это возродить – если я еще сейчас об этом думать буду то совсем, наверное, с ума сойду. Я думаю, что все равно есть пять конкурсов в мире на которых у тебя есть шанс сделать карьеру, скажем так – конкурс Чайковского, конкурс Елизаветы в Брюсселе, конкурс Шопена в Варшаве, конкурс Вана Клиберна в Америке и, может быть Литц еще в Англии , но, и то не факт, понимаете. Ни один продюсер сейчас, - злополучные законы шоу-бизнеса, которые я терпеть не могу но они пришли в наш мир - ни один продюсер не будет вкладывать деньги в молодого артиста, потому что ему это невыгодно, все живут за счет звезд, это такая сиюминутная выгода. Они получают свой процент и не беспокоятся, им не выгодно раскручивать кого-то.

С.И – Но нужно же помнить всегда о том, что любая звезда когда-то была самым обычным человеком , звезды ведь кто-то должен зажигать. Потому что в противном случае звезды бы перестали появляться а те которые есть, они бы потухли и все.

Д.М – Ну вы скажите это какому-нибудь продюсеру. Здесь все пошло от концерта трех теноров, помните, когда Паваротти, Доминго и Каррерас пели на стадионах , пели конечно гениально, но, они при этом разрушили какие-то каноны классической музыки потому что они зарабатывали миллионы, они просвещали безусловно но это все очень- очень попахивало ...

С.И - Да-да, потому что они влились в часть большого шоу-бизнеса , именно тех денег которые делаются в основном на поп-музыке. И как раз вслед за этим расцвел буйным цветом в мире , в Соединенных Штатах Америки новый жанр под названием cross-over , когда знаменитые музыканты классического профиля выступали, может быть даже и без особой охоты, но их понуждали к этому их продюсеры, вместе с известными рок и поп- звездами.

Д.М – Да, мне тоже, кстати, предлагают очень много таких проектов. Есть, конечно, потрясающие примеры, когда Фредди Меркури вместе с Монтсеррат Кабалье пели на открытие олимпиады в Барселоне – это было гениально, вот если так то я принимаю это, вообще я очень рисковый человек , в плане экспериментов я много на что могу пойти. Все-таки здесь должен быть определенный уровень и в плане вкуса в первую очередь, и в профессиональном , в плане исполнительского мастерства.

С.И – А что конкретно предлагали если не секрет?

Д.М – Ну я не хочу даже об этом говорить потому что это не стоит обсуждения. Я обожаю джаз, я очень много играл его с детства, я умею импровизировать, чувство импровизации мне очень помогло в классической музыке да и в жизни тоже . Я играю и с Георгием Гараняном и с Игорем Бутманом и с Бобби Макферреном у нас был потрясающий концерт в Москве. Я не могу себя назвать человеком джаза но я люблю импровизировать .

С.И – У меня один вопрос в связи с этим. По поводу вашей любви к джазу я был очень заинтригован. Вы имеете в виду импровизации на классические темы или любые?

Д.М – Импровизации джазовые, стандарты, любые, и на классические темы и я еще и сам сочиняю . В нашей джазовой программе которую я очень редко играю есть и блок моих тем которые очень хорошо всегда проходят.

С.И – Не могли бы вы назвать ваших любимых джазовых пианистов, пару-тройку имен.

Д.М – Без вопросов, это, в первую очередь – Оскар Питерсон, который, к сожалению, ушел из жизни недавно. Он был последним из могикан на самом деле, для меня это – символ джазовой музыки, символ джазовых пианистов. Я не люблю слово “кумир” но это – человек который много чему меня научил; к сожалению мы с ним вместе не сыграли хотя были такие планы, проекты, сыграть вместе в два рояля – к сожалению не сбылись эти мечты. Конечно Арт Тейтум, Эррол Гарнер, - я люблю все-таки вот такую старую, настоящую джазовую американскую школу. То что сейчас джаз идет непонятно в каком направлении, потому что музыканты уходят в некий модерн, уходят в какие-то такие, заумные вещи. Безусловно это интересно и имеет право на существование но, все равно, джазовые стандарты и классическое развитие импровизации которое могут уловить не только любители джаза но и простые смертные , которое заражает своей энергетикой и фантазией и мелодическим развитием, гармоническим, к сожалению, это уходит.

-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

С.И – Ну и последний вопрос. Кто вам ближе всего по духу из композиторов ?

Д.М – На этот вопрос я всегда отвечаю так: в определенные периоды времени у меня есть так называемые виртуальные романы и с исполнителями и с композиторами. Безусловно , они меняются , пристрастия как и романы – я не говорю про жизнь в данном случае – а увлечения и влияния может быть даже – то, что касается последнего года, это – целиком и полностью Рахманинов. Кстати говоря ,очень обидно когда американцы говорят что это –их композитор а третий концерт Рахманинова это - практически их национальный гимн .

С.И – Я хочу пожелать вам от всей нашей слушательской аудитории грандиозных успехов и приезжать почаще в славный город Чикаго где мы будем всегда вас ждать с большим нетерпением.

Д.М – Спасибо за приглашение, мне вообще очень понравился Чикаго на самом деле, я полюбил ваш город, и полюбил фестиваль и я понял что здесь какая-то атмосфера особая в этом городе, и публика другая, и русских очень много, совсем других русских ,нежели в Нью-Йорке или Лос-Анжелесе, и действительно очень уютная атмосфера , поэтому я уезжаю с надеждой вернуться,

С.И – Денис, вот это мне вдвойне было приятно слышать, я надеюсь, что вы искренне сказали а не просто с целью сделать комплимент нам всем.

Д.М – Не-не, поверьте, здесь я говорю вполне искренне, я чувствую людей.

Текст и фото

Серж Исаков