Один из парадоксов мировой рок-сцены последних двух десятилетий – присутствие на ней музыкантов, играющих в на первый взгляд не самых великих группах, но без технических умений и внешнего облика которых современная сцена совершенно непредставима. Как говорится, у таких музыкантов «есть X-фактор». Такие музыканты даже на западной сцене встречаются не часто, и пообщаться с ними – большая удача. Журналу Music Box повезло – в сентябре московскую музыкальную выставку NAMM Musikmesse почтил своим присутствием бас-гитарист мексиканского происхождения Марко Мендоза, персона крайне популярная среди любителей рок-музыки и высоко востребованная в музыкальном бизнесе. Да что там долго распространяться об исключительности этого персонажа – достаточно концерт Whitesnake в Москве осенью 2004 года вспомнить, где Марко на пару с Дэвидом Ковердэйлом (David Coverdale) обеспечивал процентов 90 сценического шоу, не забывая при этом о чистоте и мощи собственной игры. Но разговор с Марко получился спокойным…
Music Box: В конце мая вы объявили о своем уходе из группы Black Star Riders и начале работы над другими проектами. Что это за проекты, и означает ли задействованность в них полное окончание вашего сотрудничества с Black Star Riders?
Марко Мендоза: Сейчас мой основной проект – это трио, где кроме меня играют гитарист Нил Шон (Neal Schon) и барабанщик Дин Кастроново (Deen Castronovo) из группы Journey. Мы втроем планируем записать альбом и, возможно, поехать с его материалом в турне. Я также занят работой над сольным альбомом, который, как и альбом трио, будет издаваться на Frontiers Records. Помимо этих проектов, у меня появилась возможность играть с группой The Dead Daisies, где работает двое моих друзей из Guns N’Roses – гитарист Ричард Фортус (Richard Fortus) и клавишник Диззи Рид (Dizzy Reed), а также барабанщик Брайан Тиши (Brian Tichy), игравший в Whitesnake, Foreigner и группе Билли Айдола (Billy Idol). Вокалист этой группы – Джон Стивенс (Jon Stevens), некоторое время певший в INXS. И у меня получается конфликт интересов, поскольку я очень хочу войти в постоянный состав The Dead Daisies, и в то же время парни из Black Star Riders уже сели в студию, чтобы начать запись второго альбома… Но я не могу играть сразу и во всех проектах, мне нужно выбирать самое важное для себя. Возможно, что в будущем году я вернусь в проект, где буду играть исключительно кавер-версии Thin Lizzy, но пока это решение не принято. Поживем – увидим. Но на сегодняшний день мой главный приоритет – это The Dead Daisies, просто потому, что у этой группы получается играть настоящий рок. Это компания отличных парней, которая не просто умеет сочинять хороший материал, но еще и постоянно ездит в турне.
MB Когда же мы услышим ваш новый сольный альбом?
Марко Мендоза: Точно ничего не могу сказать – я начал работу над ним, и гарантирую, что такой альбом будет записан и выпущен. Но из-за своей экстремальной загруженности у меня постоянно не хватает на него времени.
MB Откуда вы черпаете вдохновение для написания своей музыки?
Марко Мендоза: Для начала хочу сказать, что я ощущаю себя счастливым человеком, и мне нравится собственная работа. Я люблю свою музыку и люблю людей, которые ее слушают, и мой образ жизни меня полностью устраивает – можно сказать, что я растворен в нем. Вот вдохновение и приходит ко мне из жизненного опыта – взять хотя бы мои выступления в Москве и Санкт-Петербурге: люди приходят на концерты, им нравится моя музыка, а мне нравятся мои слушатели… Мы вдохновляем друг друга. То есть для меня источники вдохновения – музыка и поклонники.
MB Вы играли с массой известных музыкантов – с кем из них вы себя чувствовали максимально естественно и комфортабельно и в студии, и на сцене? И у кого из них вы научились тонкостям рок-мастерства в наибольшей степени?
Марко Мендоза: Я всё время учусь! Если ты перестаешь учиться у других – всё, это начало конца твоей карьеры как музыканта! А лучшим опытом в моей жизни было очевидным образом сотрудничество с Дэвидом Ковердэйлом (David Coverdale) в рядах Whitesnake – повторюсь, это для меня была незабываемая вершина карьеры. Естественно, очень полезным было сотрудничество с Тедом Наджентом (Ted Nugent). А то, что я сейчас играю с Нилом Шоном и Дином Кастроново – это просто волшебство! Мне бесконечно много дала работа в составе Thin Lizzy – войти в состав такой группы для меня было сбывшейся мечтой. Очень полезной была работа с Долорес О’Риордан (Dolores O’Riordan) из The Cranberries – у меня с ней на сцене получалось исключительное музыкальное взаимодействие. Но я бы не стал сравнивать всех этих музыкантов – с каждым из них я набирался определенной доли опыта, каждый из них вдохновлял меня на написание музыки. Также еще в 1990 году я играл на сольном альбома барабанщика Black Sabbath Билла Уорда (Bill Ward) «Ward One». И так далее, и тому подобное… Если вспоминать студийный опыт – то здесь превосходно складывалось сотрудничество с Ричи Коценом (Richie Kotzen) и Джоном Сайксом (John Sykes), с которым я записал несколько альбомов в составе Blue Murder и его собственной группы. Список музыкантов, с которыми я сотрудничал, огромен – и, наверное, я еще многих забыл. Я уверен, что сыграю еще не с одним известным музыкантом
MB А теперь – время для разговора о вашем музыкальном оборудовании. Какие инструменты и какое оборудование вы используете в настоящий момент?
Марко Мендоза: Я играю на бас-гитарах ESP, которые, с моей точки зрения, являются лучшими инструментами в своей области, и использую усилители Hartke. Такое сочетание бас-гитары и усилителя не только создает настоящее громовое звучание, но и обеспечивает мне как музыканту пользовательский комфорт на сцене. Фирма ESP делала бас-гитары и по моему специальному заказу. Я использую струны D’Addario, которые считаю вообще лучшими струнами в мире, а также педали и обработки TC Electronics, EBS и Korg. Вот, пожалуй, это и есть те компании, с которыми я постоянно работаю и которые, так сказать, заботятся о моем звуке.
MB Если бы вы могли исполнить свои три самых сокровенных желания – то что это были бы за желания?
Марко Мендоза: В первую очередь, остановить все войны в мире. Потом, я не могу понять, почему на нашей планете столько людей до сих пор умирают с голоду – политики вместе своих бессмысленных разговоров могли бы направить усилия государств на то, чтобы помочь этим несчастным. Ведь в наше время голодающих просто не должно быть. Ну и, конечно, больше музыки! Больше музыки и больше басового звучания в ней!
MB Мы уже говорили о том, что вы играли с множеством музыкантов. Но с еще большим числом коллег вы не играли – так с кем бы вы хотели поработать?
Марко Мендоза: В первую очередь – Джимми Пейдж (Jimmy Page) и Роберт Плант (Robert Plant), эти двое для меня находятся на самой вершине моего списка. Очень хотел бы поиграть с The Who – но место занято, с ними работает мой приятель Пино Палладино (Pino Palladino). Конечно же, Пол Маккартни (Paul McCartney). The Rolling Stones – но там опять же есть бас-гитарист, и тоже мой хороший друг Дэррил Джонс (Darryl Jones). Зато как раз Дэррил играл до меня в The Dead Daisies и, пожалуй, в The Dead Daisies я тоже хотел играть – и теперь осуществил эту мечту. Потом, я большой поклонник джаза – тут уж и часа не хватит, чтобы перечислить тех, с кем я хотел бы работать. Честно говоря, развитие моей карьеры иногда опережает мои самые смелые мечты – я уже успел поработать с людьми, чьим поклонником я был, и чьим поклонником остался. Моя жизнь музыканта – это продолжающаяся история, и никогда не знаешь, что случится в следующем месяце и в следующем году. В любом случае, я здесь и я готов к сотрудничеству. Как говорится, стоит только снять трубку им позвонить мне – и всё получится!
MB Что вы могли бы пожелать молодым российским музыкантам, стремящимся быть профессионалами, но еще не достигшими этого уровня?
Марко Мендоза: Я, конечно, могу сказать лишь о том, что следует из собственного опыта. Я очень рано, лет в 14 или 15, понял, что музыка – это именно то, чем я хочу заниматься всю свою жизнь. И я никогда не бросал музыку – видите, я и сейчас занимаюсь ей! Я знаю, что музыкальный бизнес жесток даже в наше время, когда в нем столь многое изменилось. Но если вы относитесь к музыке с настоящей страстью, если действительно ее любите – то будете играть ее всегда, и всегда найдет людей, с кем играть и для кого играть. Проводите время со своими коллегами по группе, всегда старайтесь быть отличными музыкантами и никогда не сдавайтесь обстоятельствам. Главное, постоянно занимайтесь на инструменте. Никогда не бойтесь учиться у других – каждый музыкант, кем бы он ни был, сам всего достичь не в состоянии. Верьте в то, чем занимаетесь и относитесь к своему делу с настоящей страстью, ничего не бойтесь – и в этом случае удача будет у вас в руках.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •