Найти тему
РОТ ФРОНТ

Под тяжестью капиталистических платформ

Рецензия на книгу британского экономиста Ника Срничка «Капитализм платформ»

В книжные магазины ограниченным тиражом поступила книга «Капитализм платформ» достаточного молодого (1982 года рождения) британского экономиста и политолога, доктора философии (Лондонская школа экономики) Ника Срничка. Посвящена она такому новому явлению в мировой капиталистической системе как платформы, которые автор определяет как «новый тип фирмы; их особенность — в том, что они обеспечивают инфраструктуру, выступающую посредником между различными группами пользователей, тяготеют к монопольным форматам за счёт сетевых эффектов, используют перекрёстное субсидирование ради вовлечения различных групп пользователей и опираются на некоторую базовую архитектуру, определяющую возможности взаимодействия». Самые простые примеры из российской действительности, которые у всех на слуху — служба курьерской доставки «Яндекс.Еда» (не так давно печально прославившаяся гибелью своего сотрудника, который умер от усталости во время работы, а на следующий день после смерти получил штраф за неявку на рабочее место) или различные сервисы такси типа «Uber», ставшие причиной разорения многих мелких собственников в регионах и стихийных протестов против победоносного наступления фирм-платформ. В России это явление ещё мало изучено, да и сам термин почти незнаком. Но фактически «платформизация» идёт в стране полным ходом, с каждым днём захватывая всё новые и новые отрасли производства товаров и услуг (не в последнюю очередь из-за слабой самоорганизации и идейной разобщённости пролетариата), и с точки зрения наёмных работников является частью повсеместного наступления на трудовые права через навязывание нестандартной («альтернативной») занятости.

Автор ёмко и лаконично раскрывает глобальные процессы в капиталистической экономике XX века, сформировавшие условия для возникновения платформ и усиления эксплуатации в мировом масштабе. С одной стороны это процесс т.н. «кастомизации» товаров (т.е. «затачивание» массового производства под индивидуальные особенности потребительского спроса), роботизация конвейеров, что приводит к удешевлению рабочей силы. С другой — Срничек прямо говорит, что одним из ключевых факторов стало ослабление рабочего движения в результате крушения советской системы, «усугубление пролетаризации и рост численности «избыточного» населения». Более поздние экономические кризисы нулевых годов усугубили ситуацию — даже в странах первого мира, таких как США, где численность альтернативно занятых американских работников выросла с 10,1% в 2005 году до 15,8% в 2015 году (с. 71). Уволенные во время кризиса были вынуждены браться за любую работу, которую им предлагали капиталисты, и понятно, что те предлагали именно «альтернативную», где можно сэкономить на выплатах премий, внеурочных, больничных и т.д. К этому стоит добавить гораздо более простой способ ухода таких компаний от налоговых сборов, когда в вопросе сохранения своего капитала их совершенно не беспокоит судьба ни производства, ни инфраструктуры, ни тем более рабочей силы.

Ник Срничек проводит типологизацию существующих в мире платформ. И хотя приведённое разделение не бесспорно — сам автор, например, отмечает, что некоторые фирмы совмещают в себе разные типы — более глубокий анализ даёт возможность лучше разобраться в тех тенденциях, которые нарастают в области «платформенного капитала». Наибольшей критике Срничек подвергает т.н. «бережливые» платформы, пережившие бум после кризиса 2008 года. Они действуют «по модели гипераутсорсинга, на внешнем подряде и работники, и основные фонды, и затраты на обслуживание и учебная подготовка. В собственности остаётся совершенный минимум — контроль над платформой, который позволяет извлекать ренту монополиста». При этом владельцы такой платформы получают более совершенные формы контроля за работниками — т.н. «системы репутации», зачастую транслирующие расистские, дискриминационные перекосы общества и позволяющие более эффективно предупредить возможные забастовки, вычислить неблагонадёжных среди работников и т.д.

Отдельно Срничек касается такого тесно связанного с платформами и крайне актуального в эпоху «больших данных» понятия как данные. Автор аргументированно показывает, что сегодня, когда практически любое наше действие фиксируется в электронных базах, данные становятся новым видом сырья, присваиваемого платформами. В результате анализа (т.е. работы специалистов или автоматизированных систем, разработанных специалистами) полученная полезная информация даёт владельцам платформ прибыль. Более того в условиях развивающегося «интернета вещей», когда каждый товар имеет электронный датчик для сбора данных, сами товары превращаются в услугу, за пользование которой взимается микроплата. Характерный пример — компания Rolls Royce, которая не продаёт двигатели авиакомпаниям, а предоставляет их в пользование на почасовой основе, взамен обещая техобслуживание и замену запчастей. Эту тенденцию также можно обнаружить в крупных российских городах, где с недавнего времени появилась масса однотипных автомобилей, разбросанных по улицам — набирает обороты каршеринг, т.е. поминутная сдача машины в наём. Преимущество капиталиста в такой схеме заключается в возможности получения большего объёма данных и возможность привязать к себе пользователя-потребителя, навязывая ему таким образом рентные отношения. Этому крайне созвучна информация, которую приводит Срничек, выявляя таким образом общую закономерность: в Великобритании с 2008 года неуклонно сокращается доля граждан, проживающих в собственном жилье, а доля арендаторов, наоборот, резко растёт (с. 66).

В своей монографии автор развенчивает различные теории, пытающиеся подвергнуть ревизии ключевые позиции марксизма, повторяющие старые штампы о наступившем конце капитализма, о прошедшей эпохи «обладания собственностью» и т.п. Твёрдо опираясь на марксистскую теорию Срничек отмечает, что несмотря на серьёзные изменения в структуре капиталистической системы, характер отношений остался принципиально тем же: это всё то же общество присвоения прибавочной стоимости, эксплуатации и отчуждения, лишь более изощрённое. Поэтому вполне логично, что в заключении он говорит (пусть и в дипломатичной форме) о необходимости коренного переустройства, коллективизации фирм-платформ, демократизации в рамках «посткапиталистического» общества. А в сегодняшних условиях — о важности формирования общественных платформ, равноудалённых как от коммерческого влияния (включая проекты «платформенных» кооперативов, чьи возможности противостоять монополиям автор резко критикует), так и от государственного контроля.

Сложно не согласиться с автором — чтобы изменить существующее положение дел, критически важно понимать как функционируют новые типы капиталистических компаний в условиях развития цифровой инфраструктуры, видеть основные современные тенденции в капиталистической системе. И книга Ника Срничка в лаконичной форме даёт возможность начать в этом разбираться с научной, марксистской точки зрения.

От редакции: Книгу можно приобрести во всех крупных интернет-магазинах, таких как Озон, Лабиринт, Читай Город и др. с доставкой во все города России, а также в Москве в магазинах «Москва» на Тверской, «БукВышка», МДК и в Ленинграде в магазинах «Все свободны», «Подписные издания».

«Трудовая Россия», №11 (527), 2019г.