Ник Ригли. Первоисточник: https://www.bfi.org.uk/news-opinion/sight-sound-magazine/interviews/right-hand-man-jan-harlan-stanley-kubrick. Перевод выполнен самостоятельно. Картинки взяты с сайта www.bfi.org.uk.
Чтобы помочь завершить наше досье о любимых фильмах и кинематографических предпочтениях Стэнли Кубрика, мы, в честь 85-летия знаменитого режиссера, провели интервью с Яном Харланом – его шурином, соратником и продюсером.
НР: Когда вы начали работать со Стэнли Кубриком?
ЯХ: В 1969 году и с тех пор я почти каждый день виделся или говорил по телефону со Стэнли, ведь мое рабочее место было поначалу в его доме в Элстри, или, после 1979 года, я начал работать в расположенном по соседству Сент-Олбанс. Стэнли Кубрик был жутким трудоголиком и мог делать одновременно кучу дел, поэтому я вряд ли смогу ответить на все ваши вопросы.
Я не мог сравниться со Стэнли Кубриком в части интеллекта или расторопности, я мог сравниться с ним только в музыке и пинг-понге. Но я очень любил свою работу и горжусь тем, что мне довелось сотрудничать со Стэнли Кубриком. Сотрудничество с Кубриком было далеко не всегда легким, но оно всегда приносило профессиональное удовлетворение.
НР: То есть, начало вашей работы со Стэнли Кубриком совпало с началом сотрудничества режиссера с Warner Bros?
ЯХ: Да. Кстати, вы знали, что первым задуманным совместным с Warner Bros проектом режиссера была экранизация «Новеллы о снах» в 1970 году? (которая потом стала последним фильмом Кубрика «С широко закрытыми глазами») Он «заморозил» проект, потому что не был доволен сценарием, и в это же время режиссеру подвернулась идея экранизации «Заводного апельсина» и он решил снять этот фильм.
Намного позже, еще до съемок «Сияния», он загорелся идеей экранизировать «Новеллу о снах», как черно-белый и низкобюджетный авторский фильм, а на главную роль режиссер прочил Вуди Аллена. А чтобы усмехнуться над Нью-Йорком, режиссер хотел снимать в Лондоне и, возможно еще, в Дублине. Но все же он задумывал, чтобы действие фильма происходило в Нью-Йорке, а Вуди Аллен играл еврейского врача. Несмотря на это, Стэнли Кубрик снова отказался от проекта, потому что был опять недоволен сценарием.
Несмотря на это, я рад, что Стэнли считал «С широко закрытыми глазами» своим величайшим вкладов в киноискусство, ибо для меня важно только его мнение.
НР: Я что-то слышал о том, что, примерно в начале 1980х, Стив Мартин рассматривался на главную роль в экранизации «Новеллы о снах», а не Вуди Аллен. Был ли Вуди Аллен активно вовлечен в ранние этапы работы над «Новеллой о снах»?
ЯХ: Стэнли никогда не разговаривал с Вуди Алленом. Я это знаю, потому что встречался с Вуди в Нью-Йорке и рассказал ему о желании Кубрика дать ему роль в «Новелле о снах», но Аллен сказал, что Стэнли никогда не говорил ему ничего об этом. Но я точно знаю, что Кубрик серьезно рассматривал Вуди Аллена на главную роль и был уверен, если проект запустят, что Вуди Аллен охотно примет его предложение. Мне кажется, что оба режиссера прекрасно бы сработались, потому что Стэнли любил фильмы Вуди, в особенности его ранние работы.
Зачастую Стэнли Кубрик просто говорил, что ему нравится определенный актер в естественной обстановке, а затем он уже составлял точные планы для его роли в своем следующем фильме.
НР: Мишель Симан писал, что Стэнли Кубрик внимательно смотрел все последние фильмы в своем частном кинозале. Можете ли вы подробнее рассказать об кинематографических предпочтениях Стэнли Кубрика и, как вы оцениваете свой совместный зрительский опыт?
ЯХ: Обычно Стэнли смотрел фильмы по выходным, и он часто приглашал своих родственников или друзей, включая меня и мою жену. Он смотрел огромное количество фильмов и лондонские дистрибьюторы, со многими из которых Стэнли поддерживал прекрасные отношения, с радостью давали ему напрокат пленки с фильмами. И режиссер всегда был пунктуален, и в понедельник утром возвращал пленку.
В ряде случаев, в особенности перед длинными выходными, мы готовились посмотреть семь фильмов. Было много фильмов, которые режиссер бросал смотреть после первых десяти минут, потому что они не его не трогали и он не хотел тратить на них дополнительные час-полтора. Например, я помню, как мы, вместе с Романом Полански, посмотрели за один вечер в Элстри «Бал пожарных» и «Поезда под пристальным наблюдением».
Также я помню ряд забавных моментов. В частности, я, вместе с моим младшим сыном Беном, смотрели «Тэсс» Романа Поланского. Мой сын был очень впечатлен фильмом, но хотел сдержаться, и дотянул до финальных титров, когда Бен, со слезами на глазах сказал, что он надеется на выход «Тэсс 2».
НР: Вы говорили, что перфекционизм Стэнли Кубрика был одной из составляющих его желания создавать значимые фильмы, ведь он оценивал других режиссеров, исходя из неугасающей значимости их картин. Могли бы вы сказать, что Кубрика двигал вперед страх посредственности?
ЯХ: Нет, я бы не сказал, что страх посредственности «двигал его вперед». Он просто был убежден, что снимается достаточное число средних фильмов и он не хотел вносить вклад в коллекцию посредственных фильмов. Поэтому Кубрик очень долго думал над идеями, запускал производство, снимал и монтировал свои фильмы. Как и Ян Вермеер, Стэнли Кубрик не был быстрым творцом и были проекты, которые он бросал на стадии подготовки.
Вы прекрасно знаете, как легко снять фильм. С другой стороны, сделать хороший фильм сложнее и еще сложнее сделать хороший фильм, который привлечет достаточное количество людей. Отличный фильм практически схож с чудом, как и любое иное произведение искусства, включая картины, романы, симфонии или здания. И я готов определять величие, исходя из того, останется ли произведение актуальным и будут ли будущие поколения изучать его, чтобы познать прошлое.
Я верю, что с «Широко закрытыми глазами» будут заново открыты через пятьдесят лет, как и, среди прочих, «Родной край: хроники Германии» Эдгара Райца или множество фильмов Ингмара Бергмана или Вуди Аллена. Подобные фильмы, отображающие общественную жизнь своего времени, являются эквивалентами книг Чарльза Диккенса, Джорджа Эллиота, Томаса Харди или Джейн Остин.
НР: Возможно, благодаря Интернету и DVD/Blu-ray, фильмы Кубрика получили более крупную фанатскую базу. Я воздержался от просмотра «Комнаты 237», потому что она показалась мне глупой. А что вы думаете о «Комнате 237»?
ЯХ: Мне кажется, что это один из глупейших фильмов. Ведь сказать о том, что сцена с сотрудниками отеля, стремящимися уехать из отеля в последний день перед закрытием, является аллюзией на Холокост, было бы величайшим оскорблением для Стэнли и жертв этой ужасной трагедии. Одинаково безосновательны иные аллюзии на 1942 год. Также создатели фильма, зачем то начали доказывать, что внутреннее убранство отеля не смогло бы уместиться в тот отель, который мы использовали для панорамных съемок. Ведь любой школьник знает, что «Сияние» - мистический фильм, поэтому ни один из доводов «Комнаты 237» не вяжется с логикой.
НР: Ваше «детище» (Kubrick Exhibition) провело восемь успешных месяцев в Музее искусств округа Лос-Анджелес. Планируете ли вы привезти эту выставку в Великобританию?
ЯХ: Выставка приедет в Сан-Паоло в октябре 2013 года, а затем осенью 2014 года мы привезем ее в Торонто. Вы правильно сказали про «детище», потому что оно стало плодом совместных усилий с Кристианой Кубрик, и мы гордимся проделанной работой, которая стала возможной благодаря финансовой поддержке Kubrick Trust и ряда студий, включая Warner Bros.
Около 240 тыс. человек посетило выставку в Лос-Анджелесе. До Лос-Анджелеса, мы посетили Амстердам, Рим, Париж, Берлин, Франкфурт, Гент, Мельбурн и Цюрих. Также мы ведем переговоры с представителями музеев Кракова, Токио и Сеула, а также надеемся привезти выставку в Лондон. И я должен отдельно упомянуть франкфуртский Deutsches Filmmuseum, который предоставил неоценимую помощь в решении логистических и иных прикладных вопросов.
НР: Если можно, то позвольте задать еще два киноботанских вопроса? Во-первых, успел ли Стэнли Кубрик посмотреть «Тонкую красную линию», вышедшую в британский прокат за неделю до его смерти (28 февраля 1999 года)?
ЯХ: Нет, у него не было времени.
НР: И напоследок. Дочь Кубрика (Катарина) сказала, что ее отец «ненавидел» «Волшебника из страны Оз». Какая для этого может быть причина, отличная от разочарования отца тем, что его дети не хотели смотреть что-то более умное?
ЯХ: Это была «игра на публику» и слово «разочарование» является в данном случае неуместным. Все дети любят «Волшебника из страны Оз» и «Звуки музыки» и Стэнли Кубрик прекрасно это понимал. Я думаю, что он бы больше беспокоился, если одним из любимых фильмов восьмилетнего ребенка была бы «Плата за страх».
Ссылка на статью в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/92559.html.