Найти тему
Artfragment

«Кролик» и Нефертити: как скульптура перестала быть консервативной

Оглавление

В амстердамском Стеделейк-музее проходит выставка «Гибридная скульптура». Кураторы хотели показать, как она поменялась за последнюю четверть века — с 1990-х. Для этого они отобрали работы двух десятков современных художников, которые размыли границы этого медиума. Рассказываем, как из самого консервативного вида искусства скульптура пришла к «Кролику» из нержавеющей стали за $91 млн.  

— На выставке в Стеделейк-музее ни одна из представленных работ не выглядит так, как должна скульптура в ее классическом понимании.

Современные художники стерли границы. И вот скульптура уже не просто «статичная организация твердого материала в пространстве». В нее проникли идеи динамики и движения. А материалом для объектов стало все, что подворачивалось под руку: текстиль, кожа, фарфоровые тарелки, неоновые трубки и многое другое. 

Джефф Кунс, «Горсть цветов No 1», 1991.
Джефф Кунс, «Горсть цветов No 1», 1991.

— Скульптура долго оставалась самым консервативным видом искусства.

Но в начале XX века сдалась и она. Кубисты стали нарочито искажать пропорции изображаемых объектов, а от реальных образов перешли к беспредметности. Работать с беспредметностью продолжил и Константин Бранкузи. Его художественный язык и особое видение объектов порой приводили к скандалам. В 1920 году на «Салоне независимых» скульптор решил выставить работу «Принцесса Х». Но правительственный чиновник отказался открывать экспозицию, заявив, что на ней присутствует порнография. Речь шла как раз о работе Бранкузи. Его «Принцесса Х», отлитая из меди, напоминала не что иное, как фаллос. «Это всего лишь женщина, в которой я пытался выразить сущность вечной женственности», — утверждал скульптор. Но снять с выставки «Принцессу Х» ему все же пришлось.

Константин Бранкузи, «Принцесса Х», 1915-1916.
Константин Бранкузи, «Принцесса Х», 1915-1916.

— Еще одним прорывом стал отказ скульптуры от статичной формы.

В 1930-х американец Александр Колдер начал создавать абстрактные динамичные скульптуры — мобили. Ранние мобили, иногда весьма близкие к композициям Пита Мондриана, приводились в движение мотором. Но позже Колдер придумал естественный способ привести части конструкции в динамику. Примерно в то же время представитель Баухауса Ласло Мохой-Надь искал способы взаимодействия с пространством и отстаивал идеи динамического искусства.

Александр Колдер, «Штатив», 1972.
Александр Колдер, «Штатив», 1972.

— На выставке в Стеделейк-музее представлены работы 19 авторов.

Из безоговорочных звезд здесь Иза Генцкен, Джефф Кунс, Томас Хиршхорн. Скульптура Хиршхорна — это соединение картона, полистирола, клейкой ленты, кукол, фотографии, вырезок и предметов. В творчестве художника чувствуется влияние «социальных скульптур» Бойса (одна из созданных им «социальных скульптур» живет и по сей день — это проект «7000 дубов», начатый еще в 1982 году на выставке Documenta 7 в Касселе) и разрастающихся коллажей Анны Опперманн. А инсталляции Хиршхорна часто покидают стены галерей и выходят на улицу.

Томас Хиршхорн, «Соседи», 2002.
Томас Хиршхорн, «Соседи», 2002.

— Начиная с середины 1970-х, Иза Генцкен расширяет границы, разрушая аскетические формы минималистской скульптуры и используя образы массовой культуры.

В своих работах она комбинировала необычные материалы, которые находила в быту и на полках универмагов. Например, могла надеть на бюст Нефертити очки, а игрушечных пупсов прикрывала солнцезащитными зонтиками. А в инсталляции «Нефть» для Венецианской биеннале в 2007 году изобразила портрет мира, управляемого жадностью.

Иза Генцкен, «Нефть», 2007.
Иза Генцкен, «Нефть», 2007.

— На сегодняшний день самое дорогое произведение искусства ныне живущего художника — именно скульптура.

Это «Кролик» Джеффа Кунса. В 1986 году при его создании американский художник вдохновился детской игрушкой. И в том же году арт-критик The New York Times Роберта Смит писала: «"Кролик" как будто обновил идеальные формы скульптур Бранкузи, хотя и был космическим захватчиком, прибывшим неизвестно откуда». На самом деле Кунс взял универсальный образ и повторил «прием» Марселя Дюшана, который сделал произведением искусства велосипедное колесо и писсуар. С молотка на торгах Christie’s в мае 2019 года «Кролик» ушел за $91 млн.  

Джефф Кунс, «Кролик», 1986.
Джефф Кунс, «Кролик», 1986.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.