В амстердамском Стеделейк-музее проходит выставка «Гибридная скульптура». Кураторы хотели показать, как она поменялась за последнюю четверть века — с 1990-х. Для этого они отобрали работы двух десятков современных художников, которые размыли границы этого медиума. Рассказываем, как из самого консервативного вида искусства скульптура пришла к «Кролику» из нержавеющей стали за $91 млн.
— На выставке в Стеделейк-музее ни одна из представленных работ не выглядит так, как должна скульптура в ее классическом понимании.
Современные художники стерли границы. И вот скульптура уже не просто «статичная организация твердого материала в пространстве». В нее проникли идеи динамики и движения. А материалом для объектов стало все, что подворачивалось под руку: текстиль, кожа, фарфоровые тарелки, неоновые трубки и многое другое.
— Скульптура долго оставалась самым консервативным видом искусства.
Но в начале XX века сдалась и она. Кубисты стали нарочито искажать пропорции изображаемых объектов, а от реальных образов перешли к беспредметности. Работать с беспредметностью продолжил и Константин Бранкузи. Его художественный язык и особое видение объектов порой приводили к скандалам. В 1920 году на «Салоне независимых» скульптор решил выставить работу «Принцесса Х». Но правительственный чиновник отказался открывать экспозицию, заявив, что на ней присутствует порнография. Речь шла как раз о работе Бранкузи. Его «Принцесса Х», отлитая из меди, напоминала не что иное, как фаллос. «Это всего лишь женщина, в которой я пытался выразить сущность вечной женственности», — утверждал скульптор. Но снять с выставки «Принцессу Х» ему все же пришлось.
— Еще одним прорывом стал отказ скульптуры от статичной формы.
В 1930-х американец Александр Колдер начал создавать абстрактные динамичные скульптуры — мобили. Ранние мобили, иногда весьма близкие к композициям Пита Мондриана, приводились в движение мотором. Но позже Колдер придумал естественный способ привести части конструкции в динамику. Примерно в то же время представитель Баухауса Ласло Мохой-Надь искал способы взаимодействия с пространством и отстаивал идеи динамического искусства.
— На выставке в Стеделейк-музее представлены работы 19 авторов.
Из безоговорочных звезд здесь Иза Генцкен, Джефф Кунс, Томас Хиршхорн. Скульптура Хиршхорна — это соединение картона, полистирола, клейкой ленты, кукол, фотографии, вырезок и предметов. В творчестве художника чувствуется влияние «социальных скульптур» Бойса (одна из созданных им «социальных скульптур» живет и по сей день — это проект «7000 дубов», начатый еще в 1982 году на выставке Documenta 7 в Касселе) и разрастающихся коллажей Анны Опперманн. А инсталляции Хиршхорна часто покидают стены галерей и выходят на улицу.
— Начиная с середины 1970-х, Иза Генцкен расширяет границы, разрушая аскетические формы минималистской скульптуры и используя образы массовой культуры.
В своих работах она комбинировала необычные материалы, которые находила в быту и на полках универмагов. Например, могла надеть на бюст Нефертити очки, а игрушечных пупсов прикрывала солнцезащитными зонтиками. А в инсталляции «Нефть» для Венецианской биеннале в 2007 году изобразила портрет мира, управляемого жадностью.
— На сегодняшний день самое дорогое произведение искусства ныне живущего художника — именно скульптура.
Это «Кролик» Джеффа Кунса. В 1986 году при его создании американский художник вдохновился детской игрушкой. И в том же году арт-критик The New York Times Роберта Смит писала: «"Кролик" как будто обновил идеальные формы скульптур Бранкузи, хотя и был космическим захватчиком, прибывшим неизвестно откуда». На самом деле Кунс взял универсальный образ и повторил «прием» Марселя Дюшана, который сделал произведением искусства велосипедное колесо и писсуар. С молотка на торгах Christie’s в мае 2019 года «Кролик» ушел за $91 млн.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.