Найти тему

Как автоматическое письмо помогает писателю?

В книге Джулии Кэмерон "Путь художника", которая на 12 недель станет моей настольной, говорится о таком методе пробуждения и развития творческого мастерства как "утренние страницы". Что это такое?

По сути, это то, что уже известно давно, еще до открытия бессознательного Фрейдом и воодушевления его идеями творческих людей той эпохи.

Так, в спиритизме психография, разновидность автоматического письма, использовалась для получения посланий от потусторонних источников.

Сюрреалисты с радостью подхватили идеи последователей Фрейда о том, что автоматическое письмо представляет собой возникший в особых состояниях сознания доступ к содержанию бессознательного.

Имеется множество произведений (литературных, музыкальных и др.), написанных методом автоматического письма. Владимир Соловьёв, русский мыслитель, поэт и публицист, литературный критик и преподаватель мастерски владел автоматическим письмом и даже назывался современниками пассивным медиумом. А бразильский писатель Чико Хавьер написал таким образом более сотни книг.

Современный французский философ и писатель Бернар Вербер использовал прием автоматического письма для написания некоторых эпизодов "Танатонавтов".

А вот ещё один интересный, но малоизвестный факт. Любимый и почитаемый многими Джеймс Джойс, чей загадочный "Улисс" заставил потомков мучаться загадками, корпеть над бесконечными интерпретациями и даже праздновать ежегодно Блумсдэй, "украл" идею у оставшегося незамеченным современниками писателя Эдуара Дюжардена, чья повесть “Лавры срезаны” охватывает всего лишь 5-6 часов жизни главного героя студента Даниэля Принса, влюблённого в начинающую актрису Лею. Находка Дюжардена (а не самого Джойса) состояла в том, чтобы описывать не события, не поведение героя, а все те мысли, помыслы, желания, воспоминания, чувства, ассоциации, происходящие в его голове и представляющие по сути самое интересное.

В конце 19 века, как раз тогда, когда психоанализ только зарождался, подобный взгляд на человека не нашел отклика у читателей и критиков. Собственно, и сам термин “поток сознания”, с которого началось эпохальное шествие новаторского стиля повествования по литературным произведениям XX столетия, появился только 2 года спустя после издания "Лавров..." в “Научных основах психологии” (1890) Уильяма Джеймса. А с лёгкой руки Джеймса Джойса, выписавшего всего себя в пустые страницы, лежащие перед ним на столе, и начались писательские эксперименты со своим бессознательным.

Итак, в использовании автоматического письма писателем я вижу 2 преимущества:

Во-первых, свободное ведение пера по листу бумаги позволяет раскрепоститься, обратиться без критики к тому в себе, что обычно не замечается, подавляется или вытесняется. Это ведёт к появлению ассоциаций, воспоминаний, образов, метафор, - а всё это в свою очередь активизирует творческий процесс.

Во-вторых, это само по себе может быть продуктом творчества (как мы видели это в примерах, когда люди создавали целые произведения, просто позволив себе свободно писать). Но чтобы это произведение было интересным, конечно же, писателю важно быть наполненным. А об этом - в следующих статьях.

Было полезно? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал Дневник начинающего писателя

Вам также может быть интересно:

Первый шаг на пути к писательству