Найти тему
Sobrnn

Дизельный подводный флот России

(Фото из открытых источников)
(Фото из открытых источников)

Более ста лет в состав Российского флота входят подводные лодки. Именно дизельные подводные лодки были первыми, поступившими на вооружение Императорского флота еще до Первой мировой войны. Но и сейчас после появления атомных подводных лодок (АПЛ), которые превосходят дизель-электрические почти по всем параметрам, дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) остаются в строю, верфи строят новые. В этой статье попробуем рассмотреть что же из себя представляет дизельный подводный флот ВМФ РФ.

Все данные взяты из открытых источников. Проанализированы путем сопоставления и состыковки публикаций и поэтому носят примерный характер.

Дизель-электрические подводные лодки в отличии от атомных обладают меньшими размерами и это остается их плюсом. Там где АПЛ тесно и где для них нет задач, их место занимают дизель-электрические подводные лодки. ДЭПЛ предназначаются для уничтожения других лодок, надводных кораблей и судов противника, защиты портов и морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки.

Поэтому в составе Черноморского и Балтийского флотов только дизельные лодки. На вооружении Северного и Тихоокеанского стоят подводные лодки обоих типов, ввиду огромных морских пространств. А вот Каспийская флотилия имеет только надводный флот.
  1. На 2019 год Северный флот имеет самое большое количество ДЭПЛ, это связано с важностью данного флота, он самый сильный в Российском ВМФ. Именно он обеспечивает прикрытие Арктики и наше присутстаие в Атлантике.

В составе Северного флота 9 ДЭПЛ, из которых семь проекта 877 "Палтус", одна проекта 677 "Лада" и одна эксперементальная проекта 20120.

  • Проект 877 "Палтус" достался нашему флоту от СССР, этот проект был кульминацией ДЭПЛ Советского ВМФ. Данные лодки были удачные, незря их построили несколько десятков, в том числе и на экспорт. Именно их на западе назвали "Черная дыра", за их потресающую малошумность. При водоизмещении до 3000 тонн, предельном погружении до 300 метров и экипаже в 57 человек, лодка была вооружена 18 торпедами или 24 минами в шести 533 мм торпедных аппаратах. Скорость порядка 20-21 узла.
1 узел равен 1.852 км в час
Характеристики проекта 877 (Материал из открытых источников)
Характеристики проекта 877 (Материал из открытых источников)

Лодка даннаго проекта была в строю всех четырех флотов Советского ВМФ и по наследству перешла России. Сейчас на Северном флоте 7 таких лодок.

"Новороссийск", "Вологда", "Ярославль", "Калуга", "Владикавказ", "Магнитогорск" и "Липецк"

Две из них в резерве и ждут утилизации. Все они постройки 80-х -начала 90-х годов и их ближайшее списание вполне предсказуемо.

Схема проекта 677 "Лада" (Материал из открытых источников)
Схема проекта 677 "Лада" (Материал из открытых источников)
  • Проект 677 "Лада" это самый современный проект российских ДЭПЛ и пока единственная из своего проекта лодка "Санкт-Петербург" все еще проходит опытную эксплуатацию. В ближайшие годы в состав Северного флота должны войти еще две лодки данного проекта: "Крондштадт" и "Великие Луки". А еще по двум подписан контракт, но их раньше середины 20-х годов не стоит ждать.

Что же собой представляет собой самая новейшая ДЭПЛ России. Лодка стала меньше на несколько сот тонн, экипаж снизился до 35 человек, автономность осталась прежней-45 суток, скорость осталось прежней, а предельная глубина повысилась до 300м. Вооружение состоящие из 18 торпед или 44 мин (на проекте 877-24 мины), а также ракет Калибр, запускающихся через торпедные аппараты, которых попрежнему шесть.

ДЭПЛ "Саров" (фото из открытых источников)
ДЭПЛ "Саров" (фото из открытых источников)
  • ДЭПЛ "Саров" проекта 20120 является опытной для испытания нового оружия. Она обладает большей массой чем другие ДЭПЛ-3500 тонн, что-то более подробное сказать про нее сложно. По некоторым публикациям на ней также отрабатывают эксплуатацию воздунезависимой энергетической установки, которая в случае успешных испытаний будет основной для проекта 677 "Лада".

Итого в составе Северного флота пять старых, две готовящихся к утилизации, одна в опытной эксплуатации и одна эксперементальная. Из позитивного что две-четыре лодки проекта 677 "Лада" вступят в строй в ближайшие лет пять-семь.

2. На данный момент самым мощным и современным подводным дизельным флотом обладает наш славный Черноморский флот. В строю здесь ДЭПЛ двух типов. Это ПЛ "Алроса" проекта 877 "Палтус" ( О данном проекте рассказано выше)

На данный момент в процессе модернизации и по некоторым публикациям будет переведена на Балтику по окончанию оной

А также 6 ПЛ проекта 636.3 " Варшавянка".

"Новоросийск", " Ростов-на-Дону", " Старый Оскол", " Колпино" , "Краснодар" и " Великий Новгород"
Схема проекта 636.3 "Варшавянка" (материал из открытых источников)
Схема проекта 636.3 "Варшавянка" (материал из открытых источников)

Проект 636 является дальнейшим развитием проекта 877 (ее экспортной можификации). Данный проект также перенял прозвище "Черная дыра". Для ВМФ России строиться последняя модификация под литерой "636.3". Они еще лучше тех, которые мы поставляли Вьетнаму, Алжиру, Китаю и возможно будем поставлять Индии.

  • Все шесть ПЛ построены сравнительно недавно, в период с 2014 по 2016 года, но уже не раз участвовали в учениях, переходах и боевых стрельбах из акватории Средиземного моря по боевикам в Сирии. Лодки данного проекта вооружены 18 торпедами 533 мм, часть которых может быть заменена минами или ракетами Калибр.
Запуск ракеты Калибр происходит через носовые торпедные аппараты
Пуск Калибров (фото из открытых источников)
Пуск Калибров (фото из открытых источников)

Экипаж 52 человека, автономность плавания 45 суток, предельная глубина погружения 300м, максимальная (подводная) скорость 20 узлов.

Характеристика проекта 636.3 "Варшавянка" из открытых источников (материал из открытых источников)
Характеристика проекта 636.3 "Варшавянка" из открытых источников (материал из открытых источников)

Данная бригада ДЭПЛ Черноморского флота патрулирует не только воды Черного моря, но и восточного Средиземноморья и появления там новых и современных ДЭПЛ усилило наш южный фланг.

3. Тихоокеанский флот охраняет самые большие морские просторы на востоке страны, огромные пространства от Чукотки до Приморья.

В составе флота семь ДЭПЛ проекта "Палтус" постройки 1988-1994г.г.

"Святой Николай Чудотворец", "Нурлат","Усть-Камчатск", "Усть-Большерецк", "Комсомольск-на-Амуре", " Краснокаменцк"

Одна из них уже в резерве ("Святой Николай Чудотворец"). Оставшиеся шесть тоже старые и походили немало, именно поэтому после получения Черноморским флотом шести ДЭПЛ проекта 636.3, Министерство обороны заказало следующие шесть (бригадный комплект, если можно так сказать) именно для Тихоокеанского флота. Эти шесть лодок должны войти в состав флота в 2019-2022г.г

"Петропавловск-Камчатск", "Волхов", "Магадан", "Уфа", "Можайск", "?"

4. Балтийский флот обладает самым слабым подводным флотом. На вооружении всего две лодки проекта 877 "Палтус"

"Выборг" и "Дмитров"

Ну и как уже было сказано выше скорее всего после ремонта однотипная "Алроса" Чероморского флота также войдет в состав этой бригады ДЭПЛ.

Остается надеятся что следующие шесть "Варшавянок" после Тихоокеанского флота будут строить именно для Балтики.

Что молучаем а итоге. Все хорошо только на Черноморском флоте, Северный и Тихоокеанский флоты в стадии обновления, а вот с Балтийским флотом пока перспективы непонятны, возможно туда начнут переводить "Палтусы" с Тихого океана, которых будут вытеснять "Варшавянки", чтобы как-то сформировать полноценную бригаду из шести лодок. Но главное, что разработки и заказ новых ДЭПЛ идут.

Также предлагаю ознакомится со статьями на смежные темы:

Если Вам нравяться военные, исторические и политические обзоры подписывайтесь на канал и ставьте лайк