Найти в Дзене
Анжелика Мурашова

В ожидании смерти. Всем, кто всегда рядом, посвящается.

Часто пишут о людях, которые сражаются за жизнь при онкологии, в случаях длительных заболеваний, в случаях несчастных случаев с угрозой для жизни, а насколько часто пишут о людях, которые рядом. 

Никто не знает, что такое смерть. Смерть понять и осознать нельзя, потому что нельзя понять того, что что-то перестает существовать, по крайней мере в физической оболочке.

Когда уходит близкий, наступает время траура, горевания, начинается работа с тем, что уже произошло. Но сегодня о самой смерти, а об ожидании смерти.

Хуже, чем сама смерть, может быть только ее ожидание. Произошло что-то внезапное - авария, несчастный случай, внезапное опасное заболевание, человек борется за жизнь, лежа в реанимации, а его родные и близкие ждут. Они ничего не могут сделать, они сделали, что могли, дальше только ожидание, молитва, торги с мирозданием. И сердце замирает, и звон в голове, и нервы не выдерживают, и мир сужается до точки. 

Затем, если ситуация не выравнивается, начинается период американских горок - то надежда, то ухудшение состояния. Нет возможности выдохнуть и расслабиться. Организм выдает свой максимум по напряжению, фокусу и сосредоточенности. Это как натянутая струна, готовая взорваться в любой миг.

Если ситуация не разрешается в короткий срок, наступает фаза после длительного стресса, когда нервная система просто “тормозит”, она исчерпала весь свой предел реагирования на сложную ситуацию и больше не выдает ответ. Это просто, как белый шум в голове, пустота. Это, когда закончились слезы, когда бессонные ночи в ожидании превысили все возможные пределы, когда нельзя что-то сделать, только жить в этом, опасаясь, что прозвучит страшное известие. Но при этом реакция на внешние раздражители притупляется. 

Если ситуация с постоянной угрозой для жизни близкого продолжает длиться очень длительное время, больше нескольких месяцев, состояние не выравнивается, смерть может наступить, наступает фаза “мыслей”. Человек не может жить в постоянном напряжении, его защитная система стремиться вернуться к какой-то норме или попросту к жизни. Но в дело вступает рефлексия “как я могу радоваться и жить, если мой родной, любимый, близкий человек борется за жизнь”.  Такие мысли могут принимать различное выражение, но в итоге обычно все сводится к вине. 

Очень важно, чтобы на всех этапах была дружеская поддержка, с кем можно было бы просто поговорить о простых вещах, а в самом начале, просто выплакаться у друга на плече или вместе помолчать. Если не получать поддержку, выдержать такое напряжение очень сложно.  Оптимально пробовать выдыхать: выходить на прогулку, когда есть возможность, быть на природе, чтобы нервная система гармонизировалась, расслаблялась естественным образом. В фазах длительного стресса лучше всего обратиться к психотерапевту, чтобы получить профессиональную помощь.

В любом случае, мы все для своих близких, когда они борются за жизнь можем сделать только что-то материальное - быть рядом, организовать процесс лечения, помочь с чем-то необходимым, позаботиться в бытовом плане. Тот, кто знает молитвы еще может помолиться.
Делайте, что можете, потому что только это и возможно. И вы делаете тогда все правильно!

А остальное - это дело того, кто сражается за жизнь.