Найти тему
Литература.today

Ольга Аминова: «Мы намерены активно популяризировать русскую литературу на Западе и на Востоке»

Большое интервью с бывшим руководителем отдела современной российской прозы «Эксмо», основателем литературного агентства «Флобериум» Ольгой Аминовой
Большое интервью с бывшим руководителем отдела современной российской прозы «Эксмо», основателем литературного агентства «Флобериум» Ольгой Аминовой

В большом интервью бывший руководитель отдела современной российской прозы «Эксмо», основатель литературного агентства «Флобериум» Ольга Аминова рассказала о модных тенденциях в литературе, конкуренцию за место на книжной полке в магазинах и книгах, которые становятся бестселлерами . Поделилась, как начинающему автору попасть к ней «под крыло», какого начинать свой бизнес и планах популяризации русской литературы за границей.

Ольга, здравствуйте. В двух словах расскажите, как вы попали в литературную среду?

Здравствуйте. Я окончила филологический факультет Ульяновского государственного педагогического университета. Затем защитила кандидатскую диссертацию на кафедре литературы. Преподавала историю и теорию литературы на филфаке в УлГПУ. Стажировалась на кафедре русской литературы ХХ века МГУ. После переезда в Москву стала работать в редакциях сначала периодических, затем книжных издательств. Поэтому вся моя жизнь связана с литературой.

Что для вас самое ценное и важное в профессии?

Соприкосновение с талантом. Радость чтения и создания книг.

Не так давно вы покинули должность руководитель отдела современной российской прозы издательства «Эксмо», где проработали много лет, где Вас высоко ценили авторы и уважали коллеги. Сложно было решиться на такой шаг? С чем связано решение?

Я очень благодарна «Эксмо» за 12 лет счастливой жизни. Признательна своим коллегам, авторам, всем тем, с кем по роду деятельности сводила меня судьба. Но настала пора двигаться дальше. Решиться на этот шаг было не просто. Но если бы я не решилась сейчас, то, боюсь, в дальнейшем у меня не хватило бы азарта, желания, сил на осуществление задуманного.

Кстати, а как же писатели, которых вы уже вывели на рынок, они остались в Эксмо с другими редакторами или пошли за вами? Например, у Виктора Пелевина вышла книга, вы причастны к её редактуре?

С большинством моих писателей не нарушилась связь. Кто-то остался в «Эксмо», кто-то ушел в другие издательства. Но я по-прежнему оказываюсь первым читателем рукописей дорогих моему сердцу авторов. Новый роман Пелевина делала уже не я. Но книги Дины Рубиной, Людмилы Петрушевской по-прежнему готовятся мною.

Давно ли появилась идея основать литературное агентство «Флобериум»?

Когда я работала в «Эксмо», возникла идея создать литературную школу при издательстве.

Я подкинула эту идею на тренингах по развитию эффективности, но идея не прижилась.

Анализ книжного рынка, редакционно-издательской деятельности привел меня к пониманию, что под одной крышей необходимо соединить и литературную мастерскую, и литературное агентство. Такого нет ни у кого. Многие литературные школы готовят писателей, но никто не устраивает их судьбу. «Флобериум» же берет на себя эти функции.

Какого это строить свой бизнес? Страшно, интересно, сложно?

Страшно — это когда не понимаешь, зачем, что, к чему. А когда четко понимаешь, совершенно не страшно. Безусловно, очень интересно, потому что постигаешь новые вещи. Например, в моем багаже не было раньше создания сайта, а вот теперь есть. Я никогда не работала в соцсетях, а теперь активно их освоила.

Сложно? Да, из-за объемов работы не просто. Но как же радостно! Во-первых, от осознания, что делаешь нужное дело, во-вторых, от возможности работать на себя, в-третьих, от партнерских отношений: с самой лучшей сестрой на свете — прекрасным писателем Татьяной Булатовой, с замечательными коллегами — блестящим редактором Валерией Ахметьевой, уникальным digital-специалистом Екатериной Соболевой, талантливейшим художником Алексеем Дурасовым. В-четвертых, от сотрудничества со множеством великолепных писателей, ставших клиентами литературного агентства «Флобериум».

Пришлось ли Вам осваивать какие-то новые навыки, например продвижение в социальных сетях, или этим занимаются специально обученные люди? Как вообще продвигаете агентство?

Да, и я, и моя сестра занимаемся продвижением «Флобериума» в соцсетях. Но, помимо нас, этим занимается еще и профессионал в этом деле.

Как редактор вы всегда стремились отобрать лучшее для читателей, в качестве литературного агента вы также строго подходите к отбору литературы?

Очень строго. Каждый день в агентство обращается много начинающих или уже состоявшихся писателей.

Со времени существования литературного агентства (3 апреля 2019 мы объявили о своем открытии) к нам обратилось более сотни авторов, но договор агентского сопровождения мы заключили лишь с шестнадцатью писателями.

«Флобериум» дорожит своей репутацией, нам важно, чтобы издатель всегда знал: то, что предложим мы, будет отменного качества.

Можете ли отказать в сотрудничестве авторам? Или, по-вашему, каждый достоин найти своего читателя?

Продолжить читать интервью