Найти тему

Я/МЫ и реформы образования

Оглавление
Он же гений
Он же гений

Трудности перехода

Перед началом нового учебного года меня привычно (со школьных ещё времён) охватывает некоторое уныние. Я никогда не учился и не преподавал в хороших учебных заведениях, а что не хорошо, то тоскливо, нудно, бестолково.

Прочтение этой статьи пролило свет на нюансы элитного образования. Где-то есть школы, в которых учат хорошие, увлечённые педагоги, где интересно, где постоянно идёт развитие. Выпускники жалуются, что в своих лицеях они получили больше, чем в этих унылых МГИМО, МГУ или, прости Господи, НИУ ВШЭ. Можно схватиться за голову и привычно застонать об упадке нашего образования (в этом случае придётся как-то совместить похвальбы элитным лицеям с уничижительными выпадами в адрес ведущих (вроде элитных) вузов России), а можно посмотреть глазами преподавателя и вспомнить, что на первом курсе, и особенно на первом семестре идут почти сплошь общеобразовательные дисциплины, которые наши лицеисты знают в объёме гораздо большем, чем им дадут вузовские преподаватели. Отсюда и непонимание, "чего я здесь делаю?", ведь ничего нового. С одной стороны, можно и потерпеть, но "мы хуже вас справляемся с неожиданными неудачами и разочарованиями, мы не хотим ждать и терпеть". Ну ок.

С другой стороны, баг в системе высшего (и среднего профессионального) образования очевиден. Вспоминается, что мне для поступления в вуз необходимо было сдавать историю. В первом семестре у нас была история. Спрашивается, зачем? Все, кто поступил, только что показали, что с ней знакомы. Я вообще за отмену общеобразовательных дисциплин в вузах и ссузах. У вузов их, конечно, почти нет в школьном смысле, но, к примеру, иностранный язык и физкультуру можно сделать факультативами. В ссузы люди идут, чтобы получить конкретную профессию, так и ей надо заниматься, а не зубрить школьные предметы. За 9 лет школы основные знания человек может получить, а кому надо больше - онлайн-курсы в помощь и прочий этот ваш интернет.

Не отменяют лишь из-за неблагоприятных социальных последствий (либо придумывать, чем занять преподавателей, либо массово их увольнять). В ссузах этот вопрос решить легче из-за старения педсостава: пенсионеры уходят на пенсию, часы сокращаются, новые преподаватели не набираются. В вузах с этим сложнее, люди в целом трудоспособного возраста (особенно с учётом нашей любимой реформы).

Сладкий ноябрь СПО

-2

Долго искал и еле нашёл интервью министра Васильевой, превью которого увидел на сайте "Российской газеты". Там она конкретно вещает про среднее профессиональное образование. Его, естественно, ждёт неумолимое процветание, миллиарды вливаний, нанотехнологии и роботизация. Однако есть нюанс(ы), как в том анекдоте.

Министр Васильева во первых строках письма говорит о том, что будет сокращение ненужных и устаревших специальностей и введение новых, прогрессивных. Старые сократят на сотню, но сколько введут новых, не говорится! Я посчитал количество профессий в перечне 1, получилось около 245 (пересчитайте, может я ошибся). Выходит, рубанут чуть не половину, а останется сколько? Сколько, в смысле, ссузов останется после такой оптимизации? Кто знает, где можно почитать, какие специальности будут, а какие канут в Лету? Я не нашёл.

С привычным предчувствием беды читаю далее. Васильева информирует: некоторые колледжи сами вводят образовательные программы, где учат на тех, кого нет в официальном перечне профессий. Что они там выдают по окончании, сертификат о прохождении курсов? Ну это ладно, я за движение, а не стабильность мертвечины.

Далее министр эээ... просвещения, вроде, на голубом глазу сообщает об "укрупнении" специальностей. Был каменщик, а станет "общестроительным" мастером. Тут вообще всё ясно, как путь с работы домой. Если раньше было три-четыре группы, станет одна (ссузы будут оптимизировать, сами знаете как). В этой одной группе будущих, например, "станочников" будут учить немножко фрезеровать, немножко шлифовать, немножко вытачивать. Не следует забывать, что общеобразовательные предметы никто не отменял. Короче, выпускники будут немножко понимать, чем занимаются на заводах, и всё. Ах, да, Васильева упоминает об оптимизации сроков обучения. Было бы классно профессиям три-в-одном урезать срок обучения. И увеличить количество часов общеобразовательных дисциплин. Тогда вообще будет красота.

Дальше идёт нанобудущее от Васильевой и стоп! К 2024 году планируют открыть центры некой опережающей профессиональной подготовки. Пафосное название для краткосрочных обучающих курсов, которых сейчас полно, но на платной основе. Как я понял, эти курсы - дополнение к основному образованию (а может, и постепенная замена закостеневших техникумов?). Если их будет сто, то, вестимо, по одному в обычном рабоче-крестьянском регионе и несколько в москвах и питерах.

Напоследок о забавном. Министр Васильева сообщила, что федеральные чиновники на полном серьёзе думали о введении ЕГЭ в ссузах. Видимо, чтобы птушники жизнь познали в полном объёме, добровольно-принудительном, как любят отечественные чиновники.

Девочки по обороне очага

Женская элита
Женская элита

Образование в России уже практически поделилось на 2 вида: обычное и элитное. В элитное попадаешь, если богатый или хотя бы умный (сильным мира сего нужна лояльная толковая обслуга). Есть и эксклюзивные заведения, типа пансиона Минобороны. Пишут, что открывается и в Петербурге такое замечательное заведение, одно здание стоит около 10 млрд рублей. ДЕСЯТИ МИЛЛИАРДОВ. Вспомните, дорогие коллеги, бюджет вашего учреждения и почувствуйте разницу. Учиться в этом Смольном-2 будет около восьмиста девочек. Почувствуйте разницу ещё раз. Там будут готовить (в Москве уже выпустили не раз) послушных, в меру умных, умеющих поддержать разговор и хозяйство в широком смысле своих державных мужей. Этакий инкубатор идеальных жён для чиновников и военных, в который вербуют из небогатых слоёв населения, почти единственный социальный лифт для этих девочек (и их родителей). Всё придумано до нас. Недалеко до квазидворянского сословия. Поживём-увидим-с.