Найти тему
EdCrunch SPb

Не что, а как: о том, что мы делаем неправильно в процессе обучения и как это исправить

Оглавление

Интервью с программным директором международной образовательной конференции EdCrunchSPb Константином Зискиным

В октябре Санкт-Петербург примет масштабное образовательное событие — ставшую уже довольно известной в России и за рубежом международную конференцию, посвященную актуальным образовательным технологиям, EdCrunch. Слоган петербургской конференции: «Главная технология образования — учиться с умом», а основная тема — когнитивная революция в образовании. Что все это значит и кому это нужно рассказал Константин Зискин, программный директор EdCrunchSPb.

Константин Зискин
Константин Зискин

Чем EdCrunchSPb отличается от других подобных конференций и, в частности, от московской EdCrunch?

С одной стороны, можно сказать, что петербургская конференция является продолжением московской. Наша задача — собрать на одной площадке ученых и практиков системы образования, а также тех, кто заинтересован в обучении, чтобы разделить самый актуальный опыт и новые знания. Мы видим, что конференция EdCrunch, которая, кстати, проходит не только в столице, собирает большое количество участников и пользуется популярностью среди представителей системы образования и тех, кто хочет учиться. И в Северной столице общественный запрос на проведение подобного события также существует. При этом, с другой стороны, конференция EdCrunchSPb по нашей задумке будет развернута в сторону современных научных достижений, открытий, которые могут реально помочь системе образования.

Были ли какие-то особенности при подготовке мероприятия в Петербурге?

Пожалуй, да, можно сказать, что особенность в том, что именно здесь нашлась та площадка, которая готова взять на себя ответственность за подготовку столь серьезного проекта, осознавая насколько это, на самом деле, непростое дело. Нужно понимать, что EdCrunchSPb — это не государственный заказ и не коммерческий проект, это инициатива РГПУ им. А.И. Герцена. Вуз является и основным организатором, совместно с московским МИСиС, и площадкой проведения. Команда университета, самостоятельно и с помощью приглашенных экспертов, формирует повестку, ведет работу со спикерами, занимается продвижением мероприятия. И это очень важно, поскольку как бы ни была интересна заявленная тема, без этих организационных усилий, мероприятие не могло бы состояться.

Слоган конференции содержит в себе необычный тезис «учиться с умом». Что имеется в виду?

Традиционно полагается что обучение — это развитие ума, интеллекта. То есть учиться для большинства из нас означает становиться умнее. При этом очень малое внимание уделяется процессу научения, то есть тому, как мы учимся. Задача октябрьской конференции — не просто найти эффективные механизмы обучения, а разобраться с тем, как мы используем наш мозг и правильно ли мы это делаем. И в этом нам помогут последние достижения когнитивной и нейронауки. Если раньше, можно сказать, нам предлагалось учиться уму, то теперь мы предлагаем нашим гостям попробовать учиться с умом.

Что вдохновило вас на выбор основной темы конференции и что стало фундаментом для разработки ее программы?

Вдохновили исследования современных ученых, таких как Юрий Александров и Вадим Петровский, которые, кстати, станут хедлайнерами конференции. Чтобы не слишком углубляться в научный материал, постараюсь объяснить простыми словами, что именно подтолкнуло нас к обсуждению применения когнитивного подхода в образовании. Исследования природы научения, проведенные у животных и даже у людей, ясно демонстрируют, в том числе на уровне нейрофизиологии, что мы учимся только тому, что делаем, то есть в процессе получения опыта. Это такой метод обучения — через практику — learning by doing, но в современной системе образования он является лишь одним из возможных. Получается, что наш организм устроен так, обучение в процессе действия это не метод, а наша природа.

Есть исследования, посвященные морфологии мозга, которые демонстрируют, что различные отделы мозга могут физически изменяться в результате научения. В процессе какой-либо работы, любого повторяющегося действия, в нашем мозгу изменяется количество нейронов. Например, среди людей, которые работали таксистами порядка 3 лет, было замечено, что за этот период их мозг изменился: отделы, отвечающие за пространственное мышление, стали более развитыми, буквально физически крупнее.

Есть еще интересный эффект. Оказывается, мы никогда не учимся новому, все наше обучение — это переструктурирование уже имеющегося опыта. Новые знания, которые мы получаем, попадают не на отдельную «полочку», а вплетаются в наш предыдущий опыт, изменяя его.

Каковы ваши ожидания от конференции, какие цель и задачи вы себе ставите?

Сегодня школьная практика, в широком смысле слова «школа», базируется на тезисе о наличии объективного знания и возможности объективной оценки. На самом же деле весь процесс обучения субъективен, индивидуален, и для учителя, и для ученика. Редукционизм эпохи Просвещения в образовании не работает, и это уже давно обсуждают ученые, и некоторые практиками. При этом в сферу образования это пробивается с большим трудом. И нам хотелось бы понять, почему отторгается эта модель, что мешает ее принятию.

Система образования сама по себе здесь не при чем, как ни при чем и государство, поскольку образование — это то, что происходит между учеником и учителем, учеником и миром. И потому мы хотим чтобы на основе понимания природы человеческого мозга и природы процесса обучения у участников появились идеи и желание для построения собственной системы изменений. Мы не предложим готовую методику, мы вместе попробуем, как нужно учиться.

Мне бы хотелось, чтобы люди ушли с этой конференции как минимум задумавшимися. Любое воздействие на человека изменяет его, но наш организм активно сопротивляется этим изменениям. Поэтому, даже если мы попробовали что-то очень хорошее, и нам понравилось, мы легко можем не принять это навсегда. Например, если вы никогда не занимались спортом, вам может понравиться первая тренировка, ощущение в мышцах после нее, легкость в сознании, но даже с учетом того, что опыт положительный, далеко не всегда вы будете готовы продолжать занятия. И вот, мне лично хотелось бы, чтобы те изменения, которые мы привнесем на EdCrunchSPb оказались бы необратимыми для каждого, кто присоединится к нам 17-19 октября.