Найти тему
Max F1 +

Михаэль Шумахер: первая гонка в Формуле-1

Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер

Ровно 28 лет назад, 25 августа 1991 года, на Гран-при Бельгии в Спа состоялся дебют человека, который впоследствии станет легендой Формулы-1. Будущего "Солнечного мальчика" и "Красного Барона", семикратного чемпиона мира - немца Михаэля Шумахера.

Свой первую гонку он провёл в составе такого же дебютанта - команды Jordan (ныне выступающей под названием Racing Point). Повод для выхода на старт у Михаэля был весьма необычный. Дело в том, что накануне Гран-при за решётку угодил один из подопечных Эдди Джордана, бельгиец Бертран Гашо, который ещё в декабре 1990-го прыснул газовым балончиком в лицо лондонского таксиста.

Небезызвестный Вилли Вебер (в то время менеджер Шумахера) очень быстро сориентировался в делах команды и убедил Джордана в том, что его молодой подопечный знает трассу Спа-Франкоршам как свои 5 пальцев, хотя на самом деле Михаэль до этого никогда на ней не гонялся.

Михаэль Шумахер за рулём Jordan 191 на Гран-при Бельгии 1991 года
Михаэль Шумахер за рулём Jordan 191 на Гран-при Бельгии 1991 года

Вот таким вот образом 22-летний немец оказался в Формуле-1. И в грязь лицом он не ударил! Более того, именно он и стал главной сенсацией по итогам квалификации, завоевав 7 стартовую позицию, опередив на три четверти секунды своего более опытного партнёра по команде Андреа де Чезариса, переживавшего свою "вторую молодость" в составе Jordan.

Что до лидеров, то поул-позицию завоевал двукратный, на тот момент, чемпион мира, бразилец Айртон Сенна. Рядом с ним на первом ряду изначально должен был расположится пилот Williams Риккардо Патрезе, однако после проверки болида итальянца судьи обнаружили что в нём отсутствует задняя передача. За такое нарушение судьи отменили все субботние времена пилота (тогда квалификация проходила два дня - в пятницу и субботу) и Патрезе очутился лишь на 17 позиции! Рядом же с Сенной на первом ряду оказался напарник Патрезе Найджел Мэнселл. На втором ряду - Ferrari Алена Проста и партнёр Сенны по McLaren Герхард Бергер, на третьем - Benetton Нельсона Пике и вторая Ferrari Жана Алези.

Старт Гран-при Бельгии 1991 года
Старт Гран-при Бельгии 1991 года

На старте гонки Прост опередил Мэнселла и вышел на второе место, а Михаэль Шумахер отыграл сразу две позиции и в первый поворот он вошёл пятым.

Но, к сожалению, для будущего семикратного чемпиона мира Формулы-1 на этом всё и закончилось. Уже на подъёме к повороту О'Руж на машине немецкого дебютанта отказало сцепление и Михаэлю пришлось сойти. Как потом выяснилось, механики команды обнаружили проблему на болиде Шумахера ещё до старта гонки, но Эдди Джордан наотрез отказался менять сцепление, понадеявшись на то, что оно выдержит всю дистанцию гонки.

Сам Шумахер впоследствии вспоминал:

"Дебютная гонка закончилась для меня уже через 500 метров после старта из-за поломки сцепления. Полагаю, этого было бы легко избежать, но хозяин команды не захотел тратить лишние деньги и менять узел, хотя старый стал барахлить уже во время воскресной утренней разминки. На мой взгляд, цена вопроса не превышала 500 немецких марок.
Наверное, в команде сочли, что старое сцепление выдержит – возможно они и прежде поступали именно так, а может быть, просто решили, что я не пойму, в чем дело, но де Чезарис поднялся по ходу гонки на второе место, хотя затем сошел незадолго до финиша. Мое время круга было почти на секунду лучше, чем у него – так что каждый может сам подсчитать, чего бы я мог добиться в первой же гонке. Так что исход Гран При, разумеется, очень огорчил меня".
Андреа де Чезарис (на переднем плане) на Гран-при Бельгии 1991 года
Андреа де Чезарис (на переднем плане) на Гран-при Бельгии 1991 года

К сожалению, человеческий фактор сыграл злую шутку и с напарником Михаэля Андреа де Чезариса, правда уже в несколько ином виде.

Дело в том, что концерн Ford, который на тот момент поставлял моторы команде Jordan, предоставил коллективу новый модифицированный двигатель, более мощный, но и потреблявший большее количество масла. Мотористы просто не предупредили инженеров команды об этом и на болиде де Чезариса остались стоять старые масляные баки, которые просто не вмещали в себя нужное количество масла.

Самое обидное, что де Чезарис находился на втором месте, более того, даже догонял лидирующего Сенну. И вот когда до финиша оставалось всего каких-то 3 круга, когда итальянец уже почти догнал бразильца и начал вкушать в себя запах приближающейся первой победы в гонке, в болиде закончилось масло и мотор Ford окончательно отказал...

Ни до, ни после Гран-при Бельгии 1991 года, Андреа де Чезарис не был так близок к победе...

В итоге Айртон Сенна выиграл бельгийский этап, а его товарищ по команде McLaren Герхард Бергер финишировал вторым. Дополнил подиум Нельсон Пике на Benetton. В очковую зону также вошли Роберто Морено (Benetton), Риккардо Патрезе (Williams) и Марк Бланделл (Brabham) - тогда только первая шестёрка получала очки.

Полные результаты Гран-при Бельгии 1991 года. Судя по средней скорости де Чезариса, если бы не отказ мотора, то итальянец мог бы выиграть гонку!
Полные результаты Гран-при Бельгии 1991 года. Судя по средней скорости де Чезариса, если бы не отказ мотора, то итальянец мог бы выиграть гонку!

Вот таким вот образом человеческий фактор сыграл злую шутку. Если бы на машине Шумахера заменили сцепление, а на болиде де Чезариса масляные баки, то возможно у команды Jordan был бы не просто победа в гонке, но даже целый дубль. Но этого самого дубля Эдди Джордану пришлось ждать ещё долгих 7 лет...

Что же касается Михаэля, то уже на следующем этапе в Монце он щеголял в форме команды Benetton, но уже совсем другая история...

Если вам понравилась статья - ставьте лайки, делитесь с друзьями, комментируйте и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы оставаться в курсе событий! Этим вы вносите огромный вклад в его развитии! Спасибо за внимание!