Найти в Дзене
Авиадиспетчер

Профессия Авиадиспетчер Слышу, вижу, управляю!

Сегодня каждый знает о таких авиационных профессиях как пилот и бортпроводник. Они на слуху и суть их работы совсем не сложно представить хотя бы в общих чертах. Однако мне хотелось бы рассказать о профессии, которая остается «за кадром» для пассажиров, путешествующих авиационным транспортом. Это профессия авиадиспетчера, того кто отвечает за безопасность полета с момента запуска двигателя самолета в аэропорту вылета до остановки самолета на стоянке в аэропорту назначения. Коротко обо мне Диспетчер, осуществляющий непосредственное управление воздушным движением в одном из укрупненных центров Единой Системы Организации воздушного движения в Российской Федерации. Окончил Ульяновский Институт Гражданской Авиации. Имею несколько допусков на секторах Районного Центра (управление воздушным движением в верхнем воздушном пространстве выше 6000 метров). Сегодня я расскажу, какие вообще диспетчерские пункты существуют и в чем заключается суть их работы. Диспетчерский пункт руления Диспетче
Оглавление
Одна из самых популярных фотографий, иллюстрирующих профессию
Одна из самых популярных фотографий, иллюстрирующих профессию

Сегодня каждый знает о таких авиационных профессиях как пилот и бортпроводник. Они на слуху и суть их работы совсем не сложно представить хотя бы в общих чертах. Однако мне хотелось бы рассказать о профессии, которая остается «за кадром» для пассажиров, путешествующих авиационным транспортом. Это профессия авиадиспетчера, того кто отвечает за безопасность полета с момента запуска двигателя самолета в аэропорту вылета до остановки самолета на стоянке в аэропорту назначения.

Коротко обо мне

Диспетчер, осуществляющий непосредственное управление воздушным движением в одном из укрупненных центров Единой Системы Организации воздушного движения в Российской Федерации. Окончил Ульяновский Институт Гражданской Авиации. Имею несколько допусков на секторах Районного Центра (управление воздушным движением в верхнем воздушном пространстве выше 6000 метров).

Сегодня я расскажу, какие вообще диспетчерские пункты существуют и в чем заключается суть их работы.

Диспетчерский пункт руления

Диспетчер данного пункта обеспечивает безопасное передвижение воздушного судна с места стоянки до предварительного старта – точки на рулежной дорожке перед взлетно-посадочной полосой.

Помимо других воздушных судов, очень много другой вспомогательной техники передвигается по летному полю
Помимо других воздушных судов, очень много другой вспомогательной техники передвигается по летному полю

Диспетчерский пункт старта

Когда воздушное судно заняло «предварительный», то управление переходит диспетчеру старта. Он разрешает занятие исполнительного старта – точки на взлетно-посадочной полосе, с которой будет осуществляться взлет и далее по готовности экипажа разрешает выполнение взлета.

На "исполнительном"
На "исполнительном"

Диспетчерский пункт круга

После взлета борт начинает выполнять полет по одной из стандартных схем вылета, указанной ему заранее. Зона ответственности данного пункта ограничена по горизонтали радиусом 50 километров и по вертикали высотой 7000 футов (около 2100 метров). При выходе из границ зоны ответственности данного пункта, воздушное судно передается на управление диспетчерскому пункту подхода.

Диспетчерский пункт подхода

Один из самых интересных и ответственных пунктов. Диспетчер подхода одновременно может управлять достаточно большим количеством бортов, которые как выполняют набор высоты или снижение, так и находятся в горизонтальном полете. Граница зоны ответственности по вертикали со следующим диспетчерским пунктом находится на высоте 20000 или 27000 футов (6000-8000 метров), в разных центрах по-разному.

Диспетчерский пункт контроля

Воздушное судно набирает свой подписанный эшелон полета и приступает к горизонтальному полету. Данный пункт имеет наибольшую зону ответственности. В периоды наибольшей интенсивности диспетчер должен быть максимально сосредоточен. За час через один пункт могут пройти десятки бортов, и множество пересечений трасс требует повышенной концентрации внимания.

Чтобы безопасные интервалы были обеспечены, необходимо просчитывать ситуацию заранее и активно управлять движением: регулировать скорости, задавать курсы, изменять эшелоны. Если прогнозируется, что при текущих параметрах движения безопасного интервала может не получиться все эти способы позволяют упорядочить и обеспечить безопасность для всех участников воздушного движения. а фото средняя интенсивность движения, бывает и больше.

Надеюсь у меня получилось кратко и понятно описать суть этой интересной и ответственной профессии. В перспективе хотелось бы рассказать о влиянии опасных метеоусловий, нештатных ситуациях, особенно примечательных моментах.

Подписывайтесь на Хорошего Вам дня!