Найти тему
Киноведьма

"Чернобыль": трагедия с привкусом клюквы

Изображение в свободном доступе в Интернете
Изображение в свободном доступе в Интернете

С непростым чувством я бралась за эту статью (как впрочем, и за просмотр самого фильма). Я продукт позднесоветской эпохи, родилась в год катастрофы на Чернобыльской АЭС и о тех событиях помню лишь из исторических книг и отдельных, но весьма эмоциональных рассказов мамы. В них недоуменный страх большой страны, владевшей минимумом информации. Да и по сей день история взрыва в глазах большинства обычных людей - это преимущественно домыслы, сплетни, стереотипы.

Не избежал этого и сериал "Чернобыль", снятый NBO в 2019 г. (режиссер Йохан Ренк). Вот редко когда испытывала настолько неоднозначное впечатление после просмотра фильма. Ужас и - отторжение того, что происходит на экране. Но не по причине страшной картинки - понятно, что не "Колобок" снимали. Скорее, от некоего внутреннего несоответствия заявленной эпохе.

С одной стороны, как я уже сказала, сериал с первых кадров буквально хватает зрителя за горло жестокой реалистичностью происходящего. Это и воссозданный советский быт - когда увидела счетчик на стене в квартире Легасова, аж сердце защемило - такой же в детстве висел. Это и мельчайшие детали воссоздания катастрофы - но до конца об этом судить не берусь по причине отсутствия технического образования и знаний в соответствующей области.

Отдельные кадры заставляют буквально застыть - и подлинная запись вызова с пожарной подстанции, и опустевшая школа, и многое другое. Это, наконец, и изображение пожарных, врачей, - тех, кто просто, без героизма и надрыва в первые часы после катастрофы делал свою работу. Смотришь на них, и страшно: ты сейчас перед экраном осознаешь, что произошло и что с ними будет в дальнейшем, а они нет.

Изображение в свободном доступе в Интернете
Изображение в свободном доступе в Интернете

И наконец, история пожарного Василия Игнатенко и его жены Людмилы, основанная на ее воспоминаниях. Сцена похорон, когда гробы заливали бетоном, лично для меня стала одной из самых трагичных в фильме.

Изображение в свободном доступе в Интернете
Изображение в свободном доступе в Интернете

Но с другой стороны, у меня было странное чувство, что я смотрю не фильм про русских, а обычное американское кино. Почему?

1. К сожалению, создателям сериала не удалось избежать стереотипов о России и русских. Тут вам и vodka рекой - и это в период сухого закона-то! Спасибо, хоть у героев не стоит на столах matrjoshka, на похоронах не играют на balalaika и не танцуют kalinka.

2. Стереотипов не избежало и изображение в сериале "страшной гэбни" (скрывать от КГБ, что реакторы таят угрозу, чтобы втихоря их исправить - что за бред???), да и вообще изображение взаимоотношений ученых и власти. Ну не настолько Щербина был отбитым малограмотным чинушей, чтобы с бараньим упорством требовать пролететь над открытой зоной реактора, да еще и постоянно угрожая то убить Легасова, то сотворить еще что-то неадекватное. Но нет, режиссер задался целью показать всю беспросветную тупость советского партийного руководства, что уже не смог остановиться и осознать наляпанный абсурд.

3. Да и точка зрения на причину взрыва на АЭС, связанная с экономией на изготовлении ректоров и их заведомой опасностью, представлена как единственная, хотя причин называется множество. Включая даже землетрясение в районе АЭС. Но зачем это режиссеру, когда надо гнуть свою линию в изображении некомпетентности руководства станцией и бесчеловечности партийцев.

4. И наконец, если отойти от исторических несоответствий, которых в сериале гораздо больше, чем я смогла здесь описать, есть еще одна вещь, вызвавшая то самое внутреннее отторжение с самого начала. Это диалоги. Они картонные как в любом сериале про супергероев. Нет чувства, что перед тобой общаются между делом обычные люди, нет ни капли непосредственности. Даже в шутках-минутках шахтеров (уж у них-то юмор, думаю, был поинтереснее, чем у сценаристов). Кроме того, авторы даже не поинтересовались, как обращались друг к другу люди в СССР - понятие "отчество" им явно не знакомо, только фамилия, имя и "товарищ". Все это отбивает начисто естественность, делает повествование тяжеловесным.

И все же сериал стоит того, чтобы его смотреть. Почему? Как напоминание о трагической беспечности одних и столь же трагической самоотверженности других. В надежде, что последней в мире все же больше, а значит, шанс на выживание у человечества, даже с такими опасными игрушками, все же есть.

Жду ваших комментариев!

Не забываем ставить лайки и подписываться на канал!

"Ведьма": куда делся смысл из русских сериалов

Игрушечная история в сериале "Годунов"

Зачем сняли "Рокетмена"?