Найти тему
Асия Гарипова

"Живые национальные сокровища" Японии: пять керамистов о которых никогда вы не узнаете

Оглавление

В Японии слово "сокровища" имеет непривычное значение: в пятидесятых годах правительство Японии приняло закон о защите важнейших культурных ценностей и ввело такое понятие, как "живые национальные сокровища".

Обозначив этим термином людей, представляющих особое значение в сохранении японских традиций и культуры. К ним относят не только ведущих актеров театров, но также и известных ремесленников и мастеров, в числе которых есть и художники-керамисты.

В Японии принятие закона приняло особенное значение: после поражения во Второй мировой войне стране нужно было не только восстановить свои территории, но также защитить сохранившееся культурное наследие.

На сегодняшний более ста японских ремесленников имеют титул "живого национального сокровища", в их число входят мастера, которые занимаются художественной керамикой, металлом, деревом, бумагой или искусством создания кимоно.

Носители важных нематериальных культурных ценностей получают ежегодную стипендию и регулярно делятся секретами своего искусства как с молодыми художниками и мастерами, так и просто неравнодушными людьми в Японии и за ее пределами.

И хотя работы этих мастеров отмечены в Японии множеством наград, они мало известны для мира искусства за рубежом.

Мы представляем вам пятерых японских керамистов, которые признаны "живыми национальными сокровищами" и призваны сохранить культурное наследие и традиции своей страны.

1. Ито Сэкисуи V (Ito Sekisui V,1941)

Ито Сэкисуи V принадлежит к древней японской керамической династии и является керамистом в 14 поколении. Продолжить семейные традиции ему было предназначено уже при рождении: мальчику родители дали имя Ёити Ито, где первый символ в имени («йо») является японским словом для обозначения печи.

Художник давно и успешно работает с местной глиной, собранной на золотых рудниках острова Садо, где он родился и вырос и экспериментирует с различными обжигами с использованием стекла, перенося вековые традиции в современное искусство.

Работы художника весьма различны по форме и функционалу: это и элегантные слоеные миски и фактурные красно-черные вазы. Самые же известные работы керамиста напоминают ископаемые предметы, вытащенные из пепла после извержения вулкана.

Ito Sekisui V
Ito Sekisui V

Ito Sekisui V
Ito Sekisui V
Ito Sekisui V
Ito Sekisui V

2. Мандзи Иноуэ (Inoue Manji)

https://www.facebook.com/manjiinoue
https://www.facebook.com/manjiinoue

Мандзи вырос в поселке Арита, известным изготовлением своей уникальной керамики. Начав как подмастерье, керамист вскоре разработал свой уникальный авторский стиль, характеризующийся традиционным минимализмом и извилистыми формами. Керамика Мандзи не имеет почти никакого декора, хотя выделяется авторской полупрозрачной глазурью, испускающей особенное свечение.

Inoue Manji
Inoue Manji

Inoue Manji
Inoue Manji

Inoue Manji
Inoue Manji

Inoue Manji
Inoue Manji

3. Исезаки Дзюн (Isezaki Jun, 1936)

Isezaki Jun
Isezaki Jun

Исезаки работает по средневековой традиции анагама и не глазурует свои сосуды, вазы и блюда, он украшает их с помощью природных материалов, например, пепла красной сосны, который он помещает в печь во время обжига. Покрытие каждого предмета имеет элемент случайности, поэтому каждый его изделие уникально и неповторимо.
Своими неровными краями, неожиданными вкраплениями цвета и узорами керамика мастера Иседзаки напоминает древние артефакты, которым не меньше ста лет.

Isezaki Jun
Isezaki Jun
Isezaki Jun
Isezaki Jun
Isezaki Jun
Isezaki Jun
Isezaki Jun
Isezaki Jun
Isezaki Jun
Isezaki Jun

4. Накадзима Хироши (Nakajima Hiroshi,
1941-2018)

Накадзима Хироши открыл свою собственную мастерскую в возрасте 28 лет, когда начал создавать керамику в стиле, получившим в последствии название «Селадон Накадзимы».
Особенностью этого стиля является общая изящность форм изделий и особенный рецепт глазури авторства мастера. Селадон – особый тип глазури, известный бледноватым серовато-нефритовым оттенком. Сам мастер Хироши описывает этот цвет как «цвет климата, который покрывает горы, реки и даже воздух". Селадоновая глазурь одна из самых сложных из применяющихся в изготовлении керамики, а мастер Накадзима один из немногих кто успешно использует её в своей работе.

HIROSHI NAKAJIMA Fine large \"ten seiji\" (sky blue) celadon vase, Japan, 2010s
HIROSHI NAKAJIMA Fine large \"ten seiji\" (sky blue) celadon vase, Japan, 2010s
HIROSHI NAKAJIMA
HIROSHI NAKAJIMA

5. Имайзуми Имайемон XIV
(Imaizumi Imaemon
XIV, 1962)

Имайзуми – член династии, родословная которой восходит к периоду Эдо. Уже тогда их семья имела почет и уважение, которые заслужили благодаря своему опыту и мастерству изготовления керамики.
Имайзуми Имайемон XIV, известный белыми блюдами, щедро расписанными лабиринтами растительных узоров, продолжает традиции своей семьи. Работая в традиционной технике "нобэсима", он привносит в свои изделия современные ноты, делая тарелки и вазы, существующие вне времени. Мастер получил звание "живого национального сокровища" в 2014 году в возрасте 51 год, став самым молодым ремесленником, удостоенным этого звания.

Imaizumi Imaemon  XIV
Imaizumi Imaemon XIV
Imaizumi Imaemon  XIV
Imaizumi Imaemon XIV
Imaizumi Imaemon  XIV
Imaizumi Imaemon XIV

Источники:
https://www.artsy.net
https://design-mate.ru