Найти в Дзене

Мысли не о том, чего нет, а о том, что может быть

Если вы здесь впервые, ознакомьтесь с манифестом.

Я. Как вас назвать в тексте?

Собеседник. В тексте меня лучше всего назвать моим подлинным именем - Александр Шамильевич Хакимов, с прибавлением - профессиональный биолог и один из ведущих писателей-фантастов Азербайджана. Есть еще и регалии - член Союза Писателей и Союза Журналистов Азербайджана, действительный член Семинара писателей-фантастов Бориса Стругацкого (Санкт-Петербург), член Совета по приключенческой и фантастической литературе при Союзе Писателей России, лауреат Национальной премии «Золотое Перо» и литературной премии "Гранат".

Я. Помните ли, когда и при каких обстоятельствах вы впервые начали осознанно фантазировать, то есть, думать о том, чего нет?

А.Ш.Хакимов. Я очень рано выучился читать. И начал пробовать читать книги из домашней библиотеки. И вот в шестилетнем возрасте я впервые самостоятельно осилил - от начала и до конца - сборник фантастических рассказов великого советского ученого-палеонтолога и писателя Ивана Ефремова «Звездные корабли». Сборник меня очаровал. В «Звездных кораблях» рассказывалось о пришельцах из далекой Галактики, посетивших Землю в те времена, когда на ней еще не было человека и жили динозавры. В наше время двое ученых, друзей, пытаются найти следы пребывания инопланетян, в конце концов находят оставленные ими артефакты... и так далее. «Звездные корабли» на долгие десятилетия определили мои интересы в этой жизни: космос, динозавры, наука, фантастика. Так вот, тогда же, в шестилетнем возрасте, я принялся писать продолжение к полюбившейся книжке - смешное, наивное, но продолжение... Так что фантазировать я начал в довольно раннем возрасте. Но я бы не назвал это «думать о том, чего нет». Мастера фантастики описывали несуществующие существа и непроизошедшие события так ярко и правдоподобно, что у читателя и сомнений никаких не возникало: инженер Лось действительно летал на Марс и влюбился там в принцессу по имени Аэлита, экспедиция ученых-энтузиастов нашла Землю Санникова и племя онкилонов, считающееся исчезнувшим, капитан Немо в самом деле построил «Наутилус» и изучал бездны океана, а потерпевший кораблекрушение бедолага волей случая попал на тропический островок, где безумный доктор Моро проводил эксперименты по «очеловечиванию» различных животных... В этом сила настоящей фантастики - в правдоподобии. Так что фантастика - это, скорее, мысли не о том, чего нет, а о том, что может быть.

Я. Как вообще оцениваете эту человеческую склонность? В чем видите ее пользу, в чем вред?

А.Ш.Хакимов. Склонность человека к фантазированию я оцениваю очень высоко. Знаю, что сейчас очень не модно цитировать Ленина, но Владимир Ильич когда-то сказал «Фантазия - это качество величайшей ценности», и был совершенно прав. Скорее всего, именно способность представить себе непредставимое и есть одно из тех качеств, что отличают человека от животных. Польза от фантазирования? Вред от фантазирования? Знаете, мне вспомнился анекдот о том, как Молле Насреддину шах велел приготовить самое сладкое и самое горькое блюдо на свете; Насреддин в обеих случаях приготовил язык; на недоуменный вопрос шаха объяснил: «Язык способен причинить и сладость, и горечь». Так и фантазирование: развивает воображение, помогает представить непредставимое, понять непонятное, найти нетривиальные решения сложных задач, прогнозировать события на много лет и десятилетий вперед, предупредить опасность задолго до того, как она придет в наш мир... Ну а как тот или иной индивидуум распорядится своей способностью к фантазированию - зависит от самого индивидуума. Один может решить теорему Ферма, второй - синтезировать белок, чтобы накормить голодных, а третий - придумать, как более эффективно использовать газовые камеры концлагеря. чтобы умерщвлять зараз три тысячи человек вместо прежней тысячи…

Я. Когда решили написать что-то в жанре фэнтези?

А.Ш.Хакимов. В жанре фэнтези я не работаю, да и вообще этот жанр не очень-то жалую... Это отнюдь не значит, что я считаю его никчемным или недостойным - просто это не мое... Я вырос на классических ныне примерах научной и социальной фантастики - на книгах Герберта Уэллса, Ивана Ефремова, братьев Стругацких, Станислава Лема, Артура Кларка, Айзека Азимова и им подобных... Я еще многих не назвал... Мне импонируют именно эти направления. Фэнтези же мне неинтересно - если не считать книг Толкиена, например. Не люблю фэнтези за ограниченность, предсказуемость и недостаточный полет воображения (это мое сугубо персональное мнение, которое я никому не навязываю). А не работаю я в жанре фэнтези потому, что в рамках социальной, например, фантастики или научной могу сказать читателю намного больше…

Я. Что вам важно в вымышленном мире или мирах? Что там есть ценного, чего нет здесь, или наоборот, что отсутствует из имеющегося здесь и мешающего?

А.Ш.Хакимов. Что в вымышленном мире, что в реальном - для меня важнее всего Человек... Как и вся литература, фантастика - это человековедение прежде всего. Насчет ценности... Знаете, вот лично меня очень интересует проблема поведения обычного человека в необычных ситуациях. Какова реакция отдельного человека, группы людей или толпы на стандартные стрессовые ситуации или катастрофы - землетрясения. цунами, пожары, войну, теракты - мы знаем. А вот как отреагирует отдельный человек (или группа людей) на появление на улицах современного города инопланетян, пришельцев из прошлого или будущего, возрожденных динозавров или мамонтов, вовсе непонятной опасности, например, каких-нибудь существ. созданных искусственно? Как поведет себя человек? Как поведут себя инопланетяне или пришельцы из прошлого? Это не такие уж ненужные вопросы. как многие думают. Мы живем в такое время. когда буквально завтра, а то и сегодня может случиться все, что угодно. Поэтому одна из важных функций хорошей фантастики - это подготовить человека к любой неожиданности. Кстати, именно в этом направлении я чаще всего и работаю. Отдельный вопрос для фантаста - это нужно ли вообще возрождать мамонтов или динозавров или клепать в лабораториях то, что может представлять угрозу для человечества... но это уже отдельный вопрос.

Я. Как первую публикацию приняли читатели? Вообще, важна ли читательская реакция, или вы в любом случае писали бы для себя?

А.Ш.Хакимов. Как мою первую публикацию, так и все последующие читатели приняли хорошо. Две мои фантастические повести - «Экскурсия в Авалон» и «Длинные полуденные тени» - даже печатались в свое время в бакинских русскоязычных газетах, с продолжением (в XIX веке это называлось «роман-фельетон»), и читатели каждую пятницу ждали свежей газеты, чтобы узнать, что же там произошло дальше... Журнал «Литературный Азербайджан» с моими вещами тоже пользуется спросом. На презентациях моих книг собирается немало заинтересованной публики, задающей умные вопросы... Одним словом, у меня есть своя крепкая, устойчивая группа читателей и поклонников - «референтная группа», так это называется. Во время работы над тем или иным текстом я мучительно и долго ищу своеобразный баланс: важно не пойти на поводу у читателя (а то можно Бог знает до чего дойти), но и пренебрегать будущей реакцией читателя - тоже нежелательно и даже опасно... Истина - где-то там, как говорилось в «Секретных материалах». Хотя, если честно... Баланс балансом, но я всегда стараюсь скорее хоть чуточку подтянуть читателя к своим интересам, нежели спуститься к интересам читателей…

Я. Что планируете в дальнейшем, более детальную «разработку» уже созданных вами вселенных, или нечто кардинально новое?

А.Ш.Хакимов. Я Вселенных не создаю... То есть, у меня нет какого-то единого пространства, в котором происходят действия разных героев разных произведений... Хотя... Я могу назвать Вселенную, реальную, которая задействована в моем творчестве: это Баку, в широком смысле - Азербайджан... Я был одним из тех немногих писателей-фантастов независимого Азербайджана, которые решили: действие наших фантастических историй будет происходить на территории нашей страны и в наше время... До этого было модно разворачивать действия своих необыкновенных историй где-нибудь на Западе, в экзотических странах или в вычурных вымышленных мирах. Я решил, что Азербайджан - это такое место, в котором может произойти любая, даже самая невероятная история, а наши люди, наши современники достойны того, чтобы стать героями фантастических произведений. Насчет разработок старого или создания нового... Видите ли, я всегда полагаюсь на интуицию, и чаще всего вряд ли могу сказать, над чем буду работать в дальнейшем. Не связанный планами и контрактами, я обладаю полной свободой выбора - выбора темы... Бывает. что тему подсказывает то или иное событие, произошедшее в мире; бывает, что я начинаю размышлять над фундаментальными вопросами, издревле волнующими человечество... Я могу написать шутливую, ироничную вещь, а могу в гневе врезать кому-то по мозгам, могу впасть в ностальгические воспоминания, а могу и порассуждать над загадками Жизни и Вселенной, могу порассуждать на отвлеченные темы, а могу и на очень актуальные... Тему и форму подсказывают интуиция и свобода.

Я. Бывают ли неожиданности в творческом процессе, может ли герой или мир в целом сделать какой-то неожиданный ход, не такой, как вы планировали изначально?

А.Ш.Хакимов. Возможно, я покажусь скучным человеком, но неожиданностей в ходе творческого процесса у меня не бывает - почти не бывает... Чаще всего я сначала пишу всю вещь в голове, всю, от начала и до конца, а потом переношу «на бумагу». Я очень тщательно продумываю мотивацию всех своих героев, как людей. так и нечеловеков. Лев Толстой говорил: «Можно придумать все, кроме психологии» Старик был совершенно прав... И, кстати, жить или умирать моему герою - я решаю заранее. А вот Ильф и Петров, не зная, оставить Остапа Бендера в живых или нет, тянули жребий... Выпала бумажка с черепом и костями, и в результате Бендер был зарезан бритвой... чтобы, впрочем, впоследствии ожить…

Я. Есть ли что-то важное, о чем хотелось бы рассказать, но я не спросил?

А.Ш.Хакимов. Вы не спросили меня о важной вещи: какие книги я предпочитаю, электронные или бумажные... Так вот. я являюсь ярым сторонником и поборником прав бумажной книги, и читаю исключительно бумажные книги. У меня дома собрана неплохая библиотека советской и мировой фантастики разных лет. Имейте в виду: я не против электронных книг. Я вообще не противник хай-тека в частности и прогресса вообще, но бумажная книга для меня более приемлема... В шутку я говорю: у меня бумажное издание, и я ЧИТАЮ КНИГУ, а вот у вас - электронная книга, и вы ОЗНАКОМЛИВАЕТЕСЬ С ТЕКСТОМ... Ощущаете разницу? Еще я шучу. что никогда не пользуюсь и не буду пользоваться электронной книгой, электронной сигаретой, безалкогольным пивом и резиновой женщиной…

Я. Какие ссылки оставите моим читателям?

А.Ш.Хакимов. «Экскурсия в Авалон» на ЛитРесе, «Посетитель музея» на ЛитМире.