Кроме химии, любовь к которой я буду воспевать в какой-нибудь другой раз, большое место в моей жизни занимает музыка. Больше десятка лет я гордо называюсь скрипачкой.
Начало
Где-то в начале первого класса, когда мы с мамой шли из школы, нас выхватила женщина с круглым лицом, которое было ещё более сферическим благодаря белоснежному каре и овальным очкам. Она звонким бодрым голосом спросила у моей мамы: «Вы не хотите отдать свою дочку в музыкальную школу? Она так хорошо читает стихи!» Я отказалась, а через пару дней записалась в художественную школу, в которой два брата-близнеца меня били, а другой черноглазый мальчишка, в которого, конечно, я влюбилась, пинал мне в живот мячи и поджигал волосы зажигалкой. Кроме этого, разумеется, нас учили рисовать.
Но в какой-то момент я начинаю себя помнить «на ковре» у директора музыкальной школы и прошу принять меня в неё. Сказала, что хочу учиться играть на скрипке. До сих пор не могу понять, каким ветром меня занесло в музыкалку, да ещё и на скрипку. Помню ещё, как сказала маме: «Мам, у меня завтра прослушивание в музыкальной школе. Тебе надо быть там». А любимая женщина ни сном ни духом об этом. Вот так внезапно и без всякой аргументации (как обычно и бывает у меня в жизни) я оказалась в музыкальной школе.
А что дальше?
10 лет, косы-колоски, которые туго плела мама, овальные очки со снеговиками и огромные голубые глаза – такой была я-первоклассница музыкалки. Естественно, что в тот год я перестала ходить в художественную школу, потому что кроме музыки появился ещё репетитор по английскому (боже, помню тот позорный диктант, за который мне поставили двойку. В нём я не знала даже как писать слово «yes»). Музыкального слуха мне было не занимать – это отмечала даже репетитор английского. Конечно, он был не абсолютным, но хорошо развитым.
К своему сожалению, первых три-четыре года в музыкалке я откровенно била баклуши: учила пьесы два раза в неделю, не занималась сольфеджио и фортепиано. Я играла на столько ужасно, что на одной из репетиций ансамбля меня поставили за колонну, чтобы не было видно из зрительного зала. Такое себе ощущение, скажу я вам.
Тут надо рассказать какую-то невероятную историю, которая кардинально изменила моё отношение к занятиям музыкой, но её не будет. Проза жизни так и останется без рифмы.
Парафраз
В нашей музыкальной школе есть два ансамбля: младших и старших классов. А так как пришла обучаться я очень поздно и выглядела слишком взросло на фоне детишек-детсадовских козявок, то меня быстро перевели в «старшие» классы.
Суббота – день репетиций ансамбля. Прошло, наверное, около пяти лет, как я перестала играть в нём, но до сих пор этот день недели кажется каким-то особенным. В субботу с тобой могло произойти что угодно: если ты не выучил партии, то тебя могли закрыть в классе, где ты один под строгим взглядом композиторов с портретов будешь стоять и пилить, пока не сдашь всё наизусть (весь ансамбль в это время продолжает репетировать и ждать твоего «звёздного часа»); если выучил, все сыграли чисто, и учитель в хорошем настроении, то вы могли пойти пить чай и есть тортик; на тебя могли орать за то, что, играя «Ave Maria», ты делаешь не слишком воодушевлённое лицо и не качаешься… Я вот, например, часто влюблялась в старших мальчиков, а потом, засматриваясь (пялясь) на них, забывала не то что вступить вовремя – забывала взять скрипку.
В общем, все эти приключения так или иначе заставляли тебя к каждой субботе зубрить партии, чтобы банально не позориться перед другими, чтобы из-за твоей лажи не задерживали всех остальных и так далее. И через какое-то время такая коллективная ответственность привила привычку учить вообще всё (кроме партий по общему фортепиано, конечно). Пожалуй, в этом и заключается терапевтический эффект ансамблевой игры – об этом часто и сама учительница говорила.
22 мая 2015 года
Красный атласный кушак, платье в чёрно-белую полоску, балетки, которые немного жмут, и ты стоишь перед залом, полным людей, которых сама сюда пригласила, потому что у тебя настоящий сольный концерт.
Могу с уверенностью сказать, что сольный концерт и «Лето» Вивальди (правда, уже через полгода) стали результатом всего пути, который я проходила в течение восьми лет в музыкальной школе.
За это время мне пришлось сменить около пяти скрипок. И самая прекрасная из них лежит в красном бархате прямо сейчас возле меня. С такой скрипкой поступают в музыкальные училища, а потом, спустя полгода-год, расстаются. Но как это будет у нас – боюсь представить. Потёртости на грифе, каждая царапинка на корпусе – всё наше с ней. Смычок, который в лёгкости уступает во много раз великолепным мастеровым, уже не даст никакой информации о своём производителе, потому что если на нём что-то и осталось, то, опять же, следы многочасового труда. Мне нравятся прекрасные скрипки ручной работы, которые делаются из дорогого дерева, покрываются каким-то невероятным лаком и звучат так, что всё внутри начинает дрожать, но только в эту скрипку вложено больше всего труда. Да, именно труда. Потому что быть скрипачом значит пахать изо дня в день. Быть скрипачом значит чистить зубы и держать щётку как смычок. Быть скрипачом значит часами стоять, не жалея ног. Быть скрипачом – одно из лучшего, что случалось со мной.
Портите жизнь свои детям
Отдавайте своих детей в музыкальные школы. Возможно, они будут рвать и метать, особенно-то в горячо любимом переходном возрасте, но спустя годы только отблагодарят вас. Может быть, после семи лет в музыкальной школе ваш ребёнок оставит фортепиано пылиться, а скрипку забросит на самый верхний ящик шкафа, приправляя свои действия сопением и словами: «А вот мааааама заставляла меня ходить в музыкаааалку…». Но они не будут догадываться, что окажутся более конкурентно способными, так как умеют держаться на публике, так как сольфеджио, как ни крути, это ещё один вид математики, который заставляет знатно поскрипеть мозгами, так как мелкая моторика и координация, которые, безусловно, высоко развиты у музыкантов делают работу мозга гибче и способствуют развитию памяти… Пожалуй, о пользе музыки я напишу отдельный пост, где мы детально разберём все положительные эффекты с научными обоснованиями.
А пока –
С любовью,
ваш нежный химик