Мария Монтессори — известный педагог. Она предлагает методику, которая поможет детям самим, без помощи специальных букварей и пособий, с удовольствием и легко научиться читать.
Монтессори говорит, что маленьких детей сначала нужно научить писать, а вовсе не читать. Такие выводы она сделала после многолетних наблюдений за детьми в своей школе. А поскольку круговые движения у детей получаются лучше, предлагается начать обучение именно с прописных букв.
Как это всё осуществить, мы расскажем в этой статье.
1. Первые штрихи
Для того, чтобы хорошо писать, у человека должна быть подготовлена рука. Поэтому монтессори-педагоги рекомендуют заняться штриховками и обводками.
Когда дети обводят рамочки или штрихуют рисунки, они проводят линии во всех направлениях и разной длины. Именно это обеспечивает твердость пальцев и свободу движения кисти. Когда такая подготовленная рука возьмет ручку для того, чтобы написать первую букву — скорее всего это получится очень легко.Самое приятное, что штриховать, раскрашивать и обводить все дети очень любят, поэтому будут делать это без всякого понукания.
2. Буквы, которые можно выучить руками
Если вы сделаете буквы из разных материалов и предложите их ребенку, это принесет гораздо больший результат нежели запоминание на взгляд или на слух. Мягкие и пушистые буковки всегда радуют малышей, им нравится с ними играть и постепенно руками они запоминают абсолютно весь алфавит.
3. Составляйте первые слова
Если дети знают несколько гласных и согласных звуков, например, три или четыре, они могут сами приступить к составлению слов из своего рода складного алфавита.
4. Напишите слово
Теперь вы подошли к порогу написания. Одни детки долго подбираются к написанию только тогда, когда полностью готовы и освоены предыдущие этапы. Они начинают писать не просто буквы, а целые слова, а может быть даже предложения.
Другие же наоборот любят писать буквы по-отдельности. Их захватывает и завораживает этот процесс. Как правило, дети, которые начали писать, делают это с огромным удовольствием и взрослым не требуется “стоять над душой” и заставлять ребенка что-то делать.
5. Читайте первые слова
Письмо и чтение всегда идут рядом. Одно без другого немыслимо. Если ваш ребенок научился сам составлять простые слова из букв, знает как они называются, может написать их, то и прочитать он их сможет. Сначала он прочитает свои “каракули”, ну а потом дело дойдет и до печатного текста.
Чтение в игровой форме
Играем: с чего начать и чем закончить
Покажите ребенку и назовите все предметы, которые будут использоваться в игре. Расскажите, чем вы сейчас займетесь вместе с этими интересными игрушками.
Продемонстрируйте это ребенку: возьмите в руку шершавую букву и назовите ее. Он должен понимать, что сейчас предстоит делать.
После того, как покажите все сами дайте волю ребенку. Важно, чтобы родители не вмешивались в игру малыша на этом этапе.
Ребенок не должен уставать от игры. Не стоит заниматься, если вы видите, что малыш не в духе. Помните, после каждой игры ребенок должен сложить все картинки и буквы обратно в коробочку.
Сочиняем сказки
Малыши очень быстро увлекаются, но также быстро теряют интерес к игрушкам. Ваша задача сделать так, чтобы этот интерес не угасал. Вот ребенок поиграл в буквы раз-два-три. Ему становится скучно. Придумайте историю путешествия. Пусть потеряется одна из букв, а остальные отправятся на ее поиски. Придумайте настоящее приключение.
Обводите пальцами ребенка буквы и подгадывайте подходящие пейзажи. Вот, например, буква М похожа на высокие горы, которые располагаются рядом с МОРЕМ, которое предстоит преодолеть нашим героям. И в игре составьте с малышом слово море.
Монтессори-упражнения
Также методика Монтессори содержит множество упражнений для разного уровня подготовки. Начните с самых простых Когда заметите, что ребенок полностью освоился, идите дальше к чему-то сложнее.
Упражнение «Рамки и вкладыши»
Это упражнение тренирует руки малыша, он учится заштриховывать фигурки, обводить их, учит понятию границ. Также оно отлично готовит руку к письму.
Для игры потребуются рамочки с разными фигурками, конечно же геометрическими: эллипс, квадрат, пятиугольник, круг, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольник, четырехлистник, треугольная фигура с дугообразными сторонами, овал. Они должны иметь ручки, чтобы их можно было вытащить из рамки.
Еще нам нужен поднос, на который поставим стаканчик с карандашами, листы белой бумаги и деревянную квадратную дощечку.
Рамку нужно положить на бумагу. Ребенок обведет карандашом окошки, куда должны ставиться фигуры, а потом совместит то, что получилось с вкладышем фигурки и обводит другим цветом. Потом эту фигуру надо заштриховать. Обязательно слева направо.
Упражнение «От точки к точке»
Здесь мы развиваем мелкую моторику и продолжаем тренировать руку к письму.
Нам потребуются картинки с точками на них, которые нужно соединить линией. Подойдут несложные картины такого плана из детской периодики. Не обязательно вести в определенном порядке. Важно, чтобы ребенок понял сам принцип.
Упражнение «Шершавые буквы»
Это упражнение помогает тактильно выучить алфавит и научится соотносить букву и ее звук.
Мы делаем буквы из различных материалов и наклеиваем их, к примеру, на картон. Цвет картона подбирается в зависимости от того, какой звук: гласный - красный или розовый, а согласный - синий или голубой. Также стоит разделить заглавные и прописные буквы.
Ребенок достает буквы из коробки, а мама показывает как ее можно обвести пальцами, т.е. по сути как она пишется и называет ее. Точно также делает ребенок, повторяя все движения за мамой.
Упражнение «Узнай буквы»
Это упражнение - продвинутый уровень предыдущего. Ребенок раскладывает буквы перед собой, закрывает глаза и пытается на ощупь определить, что за буква лежит перед ним и назвать ее.
Упражнение «Шершавые слова»
В этом упражнении ребенок, все также с закрытыми глазами пытается не просто назвать буквы, но и составить простые слова из них. Т.е. он вытаскивает букву, на ощупь пытается ее угадать, ищет также подходящую и составляет слово. Здесь необходимо, чтобы ребенка контролировал кто-то из взрослых или других детей.
Упражнение «Письмо на манке»
Это упражнение развивает мелкую моторику и тренирует руку к дальнейшему письму.
Нам потребуются наши тактильные буквы, и тарелка либо поднос с манкой, а также палочка.
Ребенок может поставить рядом поднос с манкой. Сначала обводит пальчиками букву, а затем также пытается нарисовать на манке пальчиками. когда получится пальцами, то можно попробовать палочкой.
Упражнение «Склады»
Это упражнение готовит малыша к будущему письму, а также чтению, учитывать складывать на слух буквы и соотносить их со звуками.
Нам потребуются все те же буквы, которые разложим каждую в свою ячейку. Их можно сделать в какой-нибудь коробке.
Суть игры в том, чтобы разложить перед ребенком какие-то известные буквы и попросить сложить простое слово, например, кот или мама. Важно назвать каждый звук этого слова. Ребенок должен услышать и повторить то, что вы делали.
Упражнение «Домино из букв»
Это упражнение учит интуитивному чтению и распознаванию букв и их звуковых обозначений в написанных словах.
Нам потребуется таблички со словами. Первая и последняя буква слова выделены красным цветом. На обороте карточки должен быть рисунок, который соответствует этому слову.
Ребенок раскладывает перед собой карточки словами вверх. Его задача сложить цепочку из слов так, чтобы совпадали первая и последняя буква. Например, акула - абрикос - слон - нос -слива.
Если ваш малыш пока не готов к тому, чтобы различать буквы, то можно этоже упражнение провести на слух.
Упражнение «Как говорит кошка»
Смысл этого упражнения в том, чтобы расширить словарный запас ребенка. Ну и тренировка в чтении других слов.
Для игры нам потребуется коробка, в которой будут два отделения. В одно нужно положить карточки, на которых будут изображения животных, а если ваш ребенок уже неплохо читает, то их названия. А во втором отделении будут карточки со звуками, которые животные издают.
Ребенок берет карточки с рисунками животных и раскладывает их возле себя. Потом поочередно достает из коробки звуки и соотносит их с тем животным, которое его издает.
Упражнение «Слова и картинки»
Основная цель этого упражнения научить ребенка сравнивать слово, которым предмет называется и его изображение, а также развить навык интуитивного чтения.
Для этого вам потребуется несколько наборов с карточками: в первом будут картинки, во втором слова, соответствующие картинкам из первого набора, а в третьем наборе картинка и слово будут объединены.
Ребенок раскладывает перед собой картинки и пытается подобрать к ним подходящие слова. А карточками из третьего набора он сам сможет себя проверить.
Упражнение «Времена года»
Это упражнение поможет ребенку развить интуитивное чтение тех слов, которые обозначают месяцы и время года.
Для этого потребуется круг из картона, который нужно разрезать на секторы и написать в них названия месяцев. далее их необходимо закрасить цветом, который будет соответствовать тому или иному времени года.
Перед ребенком выкладываются все секторы в перемешку и он сам составляет круг, расставляя их по порядку.
Упражнение «Книжка с картинками»
Это упражнение также поможет развить навыки интуитивного чтения у ребенка.
Здесь нам потребуется книжка, которую можно сделать самим. На одной странице будет предмет, а на другом его название. важно помнить, что слова должны быть простыми и понятными ребенку. Поэтому не стоит ждать, что ваш малыш сразу прочитает синхрофазатрон.
В игровой форме ребенок будет смотреть на картинку, называть предмет и сопоставлять его с написанным рядом словом.
Упражнение «Построй предложение»
С помощью этого упражнения ребенок узнает, что такое предложение и попробует самостоятельно научиться составлять простые предложения.
Нам потребуются разноцветные карточки, на обратной стороне которых будут написаны разные слова. Из одинаковых по цвету карточек можно составить предложения.
Ребенок раскладывает перед собой карточки и сортирует их по цветам. Потом ему нужно прочитать слова на карточках одного цвета и попробовать составить так, чтобы получилось предложение.
Упражнение «Найди клад»
Смысл данного упражнения в тренировке связного чтения, осмысления того, что прочитал ребенок.
На полосках вам необходимо простыми словами написать занимательные задания для малыша. Например, это может быть поиски спрятанного сокровища. За каждый найденный клад ребенок может получать маленький подарок-сюрприз.
Упражнение «Читаем Толстого»
Основная цель этого упражнение - начало самостоятельного чтения ребенком.
В качестве материала потребуются вновь книжки, которые мы делали сами. На одной страничке будет располагаться картинка, а вот на другой целое предложение из «Азбуки» Л. Н. Толстого.
Играя, ребенок будет смотреть на эту картинку, читать предложение и сравнивать их между собой.
Минусы методов
- вам необходимо самостоятельно подготовить все пособия, книжки, круги и т.д.;
- дома сложно заниматься по данным методикам, она больше подходит садичным детям;
- роль мамы здесь на втором плане, только как помощник
Плюсы
- дети начинают читать быстро без деления слов на отдельные слоги
- ребенок учится читать про себя
- развивается логика, ребенок учится аналитике
- развивается интеллект и мелкая моторика.