Проблемы современной медицины с точки зрения врача.
Проработав в системе здравоохранения более 30 лет я имел возможность видеть всю эволюцию нашей системы здравоохранения, начиная с советских времён и до нынешних дней. На заре своего формирования новое социалистическое государство, возникшее на месте Российской империи столкнулось с такими проблемами, как эпидемии холеры, сыпного и брюшного тифа, высокой заболеваемостью туберкулёзом и сифилисом, высокой детской смертностью. Кроме того, существовавшая ранее система медицинской помощи была полностью разрушена.Заняться решением этих вопросов было поручено Николаю Александровичу Семашко, который предложил создать централизованную медицинскую систему, подчинявшуюся Народному комиссариату здравоохранения РСФСР. Принципы, которые были использованы в создании этой системы работают и по сей день. Начинал я работу в системе здравоохранения в 80-е годы . По сохранившимся у меня впечатлениям профессия врача пользовалась уважением у населения, соответственно и доктора относились к пациентам с большим состраданием. Достаточно хорошо работал участковый принцип работы поликлиник. Каждый пациент знал, какой доктор и медицинская сестра закреплены за его участком, достаточно качественно отслеживалось лечение больных и результаты их обследований, поскольку у пациента был конкретный лечащий врач. Для консультации и диагностики болезней сложных пациентов были созданы диагностические центры во всех областных городах, где работали специалисты высокой квалификации и которые были лучше обеспечены современной техникой. Да, были проблемы – это и низкая заработная плата медицинского персонала ( на фоне средней заработной платы по стране это был не совсем мизер), недостаточная укомплектованность современной техникой, но, система в целом работала. В 90-е и 2000-е годы престиж профессии врача стал постепенно падать, на мой взгляд это было обусловлено снижением (на общем фоне) уровня заработков медицинских работников, профессия стала не престижной. Постепенно пошёл процесс увольнения врачей из медицинских учреждений, не укомплектованность кадрами поликлиник и стационаров. Как следствие – возрастание нагрузок на оставшихся докторов и медицинских сестёр, появление явления «выгорания» медицинских работников и как следствие, изменение их отношения к пациентам в худшую сторону. В этот достаточно трудный период государством была предпринята попытка внедрения системы «Семейный врач», которая предполагала развитие системы офисов врачей общей практики, за которыми был бы закреплён участок с определённым количеством населения. По предложенной идее врач общей практики помимо обязанностей терапевта должен был осуществлять некоторые хирургические, урологические и отоларингологические манипуляции, проводить осмотр окулиста, в сложных случаях направляя пациента на консультацию к узким специалистам. На данный момент эта система практически не развивается, хотя в ней явно есть рациональное зерно. Видимо, экономически это не вполне рентабельно. Здравоохранение как сфера деятельности было отнесено к сфере услуг, как ЖКУ, общепит, торговля и лечение людей как служение высшей цели было низведено к оказанию услуг. При том, что возник диссонанс – в магазине человек покупает товар, в ресторане платит за еду, а в поликлинику или стационар идёт для себя бесплатно, при том желая получить лучшие качественные «услуги». Кроме того, для подготовки врача необходимо минимум 7 лет – это учёба в институте 6 лет, затем интернатура 1 год, либо ординатура 2 года, либо аспирантура 3 года. Поставьте себя на место врача – учиться 7 лет, а затем получать заработную плату на уровне дворника (как это было в 2000-е). При том, что в медицинских ВУЗах достаточно жёсткие требования к обучающимся, в первые 2 года отчисляется примерно 1\4 часть поступивших . Когда положение с кадрами медучреждений стало совсем плохим, государство в 2011 году приняло Программу модернизации здравоохранения, по которой стали предусматривались стимулирующие выплаты медработникам. Эти выплаты конечно улучшили положение работников здравоохранения, но начавшийся процесс оттока квалифицированных кадров они не остановили. Кроме того, в мелких селениях стали закрывать поликлиники, ЦРБ и ФАПы, поскольку после введения системы страховой медицины стали тщательно считаться потраченные деньги и учитываться рентабельность предприятий. Поскольку имеется дефицит кадров, а население должно получать медицинскую помощь стала развиваться система, когда врач осуществляет приём пациентов с ограниченным временем осмотра (лучше больше, по сути потогонная система, конвейер), кроме того, любой доктор хочет немного подработать, увеличивая время приёма и количество принятых пациентов, что не может не сказаться на качестве лечения больных и здоровье самого врача. Доктора и раньше работали фактически больше, чем официальное рабочее время, беря работу на дом, сейчас этот процесс ещё более усугубился, несмотря на внедрение электронной документации. Не редки случаи откровенно хамского поведения пациентов, которые ощущая практически полную беззащитность медработников с точки зрения закона могут творить, что душе заблагорассудится. Конечно, иной раз это спровоцировано тем, что имеется длительный период ожидания на различные исследования и действиями самих медработников. Интересен вопрос о качестве подготовки медработников – если это выпускники ВУЗов СССР и России, то как правило, вопросов не возникает, а вот если это выпускники ВУЗов зарубежья на мой взгляд необходимо как в странах Европы сдача языкового экзамена и подтверждение диплома со стажировкой не менее 2-3 лет в ЛПУ России и последующей сдачей квалификационного экзамена. Анализируя наши реалии, меня удивляет, почему лица официально нигде не работающие и не платящие налоги получают такую же медицинскую помощь, что и официально работающее население и пенсионеры. Не пора ли ввести дифференциацию – не платишь – получай только экстренную медицинскую помощь по жизненным показаниям. Если медицина сфера услуг – давайте платить за услуги. Если человек работает, за него платит работодатель, если пенсионер или ребёнок – государство. Когда создавалась система здравоохранения в 1918 году были одни реалии, сейчас другие. Необходимо по достоинству оценивать труд врача и медицинской сестры, защищать их честь и достоинство законом. Здоровое население – благо государства и вовремя оказанная медицинская помощь сохранит жизнь и здоровье его гражданам.