Практически все люди были в очереди, начиная с тех кто даже еще не родился и до стариков и даже умерших. Очередь есть наша повседневность, она была всегда, есть и будет.
В разные периоды очередь носила разные социально-экономические значения. очередь в магазине, это одно, очередь в музей, это другое, очередь на бирже труда, это третье, даже очередь в туалет имеет свое социальное значение.
Сегодня модно ругать Советский Союз за дефицит и соответственно , присущие ему очереди. Такие длинные очереди, особенно в 80-е и 90 годы. Но были и другие очереди не экономического значения, а больше духовного и социального. И прежде всего это очередь в мавзолей Ленина, люди стояли и в холод и жару, но желали увидеть того, кто сделал с миром невозможное. Подарил народам веру в светлое будущее. А очереди в Третьяковку, в Эрмитаж, в Лавру, это уже очередь духовная, и советскому народу это было необходимо. А очередь на бесплатную квартиру, люди стояли в них, но они были уверены, что получат от государства или предприятия эту квартиру.
А что значила очередь на бытовом уровне, это прежде всего сплоченность людей получить то, ради чего они встали в эту очередь, будь то колбаса или сапоги. Очередь была самоорганизующаяся структура, которая выдвигала ответственного и ему верили. Были записи, переклички, вычеркивания, как наказание за несоблюдения правил принятых в этой очереди. В очередях знакомились, обменивались информацией, набирали полезные знакомства.
Очередь при социализме, был показателем не только дефицита, но индикатором спроса. Проблема была в том, что была слабая обратная связь между производством и реализацией. малая автоматизация, аналитика и статистика в ручном режиме не способствовало быстрому реагированию на реальный спрос. С другой стороны очередь обеспечивала полную реализацию данного продукта, не образовались излишки и не было порчи продуктов.
Теперь представьте, что современные системы учета начали бы работать при Советской власти. Быстрое и оперативное реагирование на спрос путем сброса заявок на производства. Вывод с полок продуктов не пользующихся спросом, что позволило бы правильнее распределять материальные ресурсы. Сегодня с точки зрения развития техники и технологий легко рассуждать, но что мы имеем сегодня.
Сегодня в современной России также есть очереди, но уже в других секторах. Но все равно очередь остается социально-экономическим значением и анализ очередей позволяет оценивать состояние общества в целом.
Давайте посмотрим. какие мы имеем сегодня очереди. Очереди в кассу в гипермаркетах, очередь на дорогах (пробки), очередь в детский садик, очереди в ПФР, очереди в поликлиниках, очереди в службе занятости, очереди к банкоматам. От многих очередей мы избавились, например нет очередей в музей, в кино, в торговых центрах, нет очереди за мебелью, за водкой, за лекарствами, за автомобилями, за билетами на самолет. Хорошо это, скорее да, чем нет. Но с точки зрения анализа отсутствия очереди есть два варианта.
1-й вариант. Всё хорошо, все работают оптимально, покупатели обслуживаются на высшем уровне.
2-й вариант. Все плохо, у людей нет денег на покупки или предлагаем товар или услуга не пользуются спросом, но присутствует на рынке.
Отсутствие очереди перестает выполнять роль места информационного обмена и налаживания межличностных контактов. Людей еще больше разобщают, не давая вырабатывать общую позицию группы индивидуумов.
Итак очередь будет иметь всегда социально-экономическую составляющую. Присутствие или отсутствие очереди должно давать повод для анализа. Попробуйте с этой точки проанализировать ситуации вокруг себя или своей организации, где трудитесь или являетесь хозяином.
Будьте первыми или последними в очереди, а вот куда это очередь сами определите.