«Всё было так нелепо. Абсурд какой-то».
Алексей Варакин (Леонид Филатов) едет в командировку в чужой город. Решать вопрос по поводу кондиционеров. Ехал в обычный город, а попал, как Алиса, в страну чудес. Только советскую. Алексея советский сюрреализм смущает и шокирует, но все вокруг ведут себя, как ни в чём не бывало. Решив, что здесь все сумасшедшие, он стремится быстро покинуть город, но городу товарищ Варакин очень приглянулся, и он вовсе не собирается его отпускать.
— Но мне совсем не хочется попасть к сумасшедшим.
— Ну тут уж ты ничего не сможешь изменить — мы тут все сумасшедшие: и я, и ты.
Ты прав, Чеширский Кот.
Скажу откровенно: я фильм не поняла. Снято великолепно. Актёрский состав превосходный. Один Леонид Филатов чего стоит со своей неподражаемой мимикой. Интересные отсылки к культурным, социальным и политическим явлениям (прошедшим, настоящим и будущим). Первую половину картины смотреть было очень увлекательно.
А дальше — как в заглавии отзыва. Зачем? Почему? О чём? Что хотел сказать режиссёр? В поисках ответов я прочла множество отзывов, поделённых на 2 лагеря. Для одних эта история — бессмысленный абсурд, для других — великое творение. Которое, впрочем, каждый понял по-своему. Социализм, демократия, перестройка, развал СССР, влияние бездушного Запада, низложение моральных устоев... Вариантов много, но ни один меня не убедил. Потому что сама я не обладаю достаточной информацией, чтобы согласиться или опровергнуть любое из увиденных мнений.
Потом нашла интервью Шахназарова, и вот его ответ показался вполне убедительным. Оказывается, фильм говорит о манипуляции человеческим сознанием и противостоянии этим самым манипуляциям. То есть, ответ лежал на поверхности. Его и зафиксирую.
Но всё же туманным остался город Зеро.