Во второй половине семнадцатого столетия отношения России и Западной Европы значительно укрепились. Соответственно, интерес русской знати к зарубежному образу жизни вырос. Это привело к появлению танцовщиков при дворе царя Алексея Михайловича (преимущественно с увеселительной задачей).
В 1672 году был организован Кремлёвский театр в Потешном дворце. Каждый акт пьесы вне зависимости от содержания должен был заканчиваться театральным танцем, именуемым балетом.
Постановочный танец уже носил европейский характер, представлял собой уже бальный танец, отличавшийся от традиционного европейского танца сложностью фигур и манерой подачи. Данное введение познакомило русский двор с зарубежной театральной культурой и хореографией.
Пётр I, воспитанный в обществе, увлечённым зарубежной культурой, взойдя на престол, возводил большие надежды на театр как на объект подготовки народа к грядущим реформам.
Однако его затея не была осуществлена удачно с первого раза, ведь русскому народу был чужд танцевальный европейский язык. Царю пришлось вводить танцы в бытовую культуру через ассамблеи (указ об ассамблеях 1718 года).
Мероприятие по началу смущало старшее поколение, ибо оно противоречило русским традициям, замкнутости домочадцев, обязывало выводить в свет женщин, а также в танце держаться за руки представителям обоего пола (более того, сокращало расстояние между ними), что ранее воспринималось в обществе достаточно неприличным.
Однако, Пётр I, в свойственной ему строгости, танцевать заставлял всех за исключением престарелых и немощных под страхом штрафа в виде осушение кубка большого орла.
Ассамблеи также обязывали дворян заранее готовиться к празднествам, изучать танцевальное искусство, чтобы показать в свете себя с лучшей стороны. Умение контролировать своё тело и изящно двигаться в такт музыки, соблюдая должную дистанцию и все паузы высоко ценилось уже в новом обществе.