Барышни из Вилько
Panny z Wilka (1979, режиссер Анджей Вайда, по новелле Ярослава Ивашкевича)
Польша, 1929. Виктор, работающий после окончания войны в приюте для слепых под Варшавой, хоронит единственного друга. когда он прямо на кладбище падает в обморок, врач советует ему отдохнуть где-нибудь за городом.
по пути к дяде и тете Виктор заезжает в Вилько, где живут несколько сестер, знакомых ему с детства.
сестры приглашают назавтра посетить их в полдник, и Виктор едет дальше, к родным.
полдник вышел странным. приглашенный ко времени гость входит в дом, его никто не встречает, и он самостоятельно разыскивает сестер, одну за другой. одна в пеньюаре подле мужа дремлет после обеда. другая читает возле спящего сына.
третья прогуливается в компании двух поклонников. четвертая занимается с сыном французским языком.
остается еще две... одной уже нет в живых, и Виктору никто не берется рассказать, почему.
а последняя - молоденькая Туня, так похожая на покойную сестру, уже навещала утром родственников спящего Виктора, в окно к нему заглядывала, и теперь прячется. уже понятно, к чему это все.
вместе с Туней Виктор навещает могилу Фели, которой, по словам девушки, не нашлось места в семейном склепе, и начинает что-то понимать. и, посидев в одиночестве, выпалывает сорняки и идет восвояси, оставшись без полдника.
впрочем, у него впереди еще много встреч с сестрами и связанных с ними воспоминаний.
оказывается, практически с каждой у него свои особенные отношения. и только с одной, кажется, никакой романтики - она видит его насквозь. и знает, что он не способен ни в чем идти до конца.
и это не последствия войны (хотя война свою роль тоже сыграла). это его натура - он нерешителен и безответствен по сути.
вот думаю, неужели так плохо с мужчинами было, что в этого рыженького безвольного соседа должны были почти поголовно влюбиться девушки из одной семьи? хотя понятно - провинция, узкий круг общения, классовые ограничения. Ольбрыхски, конечно, признанная звезда польского кино, да и Ивашкевич был им более чем доволен, но в данном случае я бы поверила кому-то более обаятельному и брутальному.
и как печален тот замкнутый круг, из которого не могут вырваться ни Виктор, ни когда-то близкая ему семья.
в фильме отличные актерские работы, очень разные и яркие характеры женщин семьи, красивые места, а впечатление от него остается - темное, затхлое, безнадежное.
в ролях: Даниэль Ольбрыхски, Майя Коморовска, Анна Сенюк, Станислава Цилиньска и другие. в роли Туни - Кристин Паскаль, у которой много общего с ее героиней.
автор книги, Ярослав Ивашкевич, появляется в маленьком камео как пассажир поезда. через полгода его не станет.
- смерть - единственная реальность, которой мы владеем. и единственная ценность.